Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2007 N Ф08-2748/2007 по делу N А63-18992/2006-С3 В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации затрат на Российскую Федерацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 июня 2007 года Дело N Ф08-2748/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“, ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации, извещенных о времени, месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2007 по делу N А63-18992/2006-С3, установил следующее.

ООО “Ставропольрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к
Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края) о взыскании 7017 рублей 06 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в январе - сентябре 2004 г. льгот по оплате за природный газ гражданам в соответствии с Федеральным законом от 09.01.97 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ и Законом Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ (далее - Закон N 5-ФЗ и Закон N 4301-1, Законы).

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - УФК), Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации (далее - управление).

Решением от 19.02.2007 истребуемая сумма взыскана с Минфина России за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину края отказано. При рассмотрении дела суд установил, что средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на реализацию в 2004 г. Законов, в полном объеме использованы по целевому назначению. Выделенных средств не хватило на возмещение расходов общества по предоставлению населению льгот в спорном периоде. Поскольку федеральный бюджет не обеспечил в полном объеме финансирование бюджета Ставропольского края для реализации Законов, иск удовлетворен за счет казны России.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение. Заявитель указывает, что Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Законов предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований с последующим их возмещением из федерального бюджета в пределах ассигнований. Обязательства федерального бюджета по компенсации фактически произведенных расходов выполнены перед краевым бюджетом в полном объеме. Таким образом, обязанным по уплате спорной суммы является Минфин края.

Общество в отзыве просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит изменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 01.01.2004 общество и управление заключили договоры NN 49/08-6/02-0078/04 и 49/08-6/01-0077/04, в соответствии с которыми общество обязалось предоставлять гражданам льготы по оплате природного газа в соответствии с Законами, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Законов. Срок действия договоров установлен с 01.01.2004 по 31.12.2004 (л.д. 20-23).

Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в январе - сентябре 2004 г. в связи с бесплатной поставкой газа указанной категории потребителей, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 7017 рублей 06 копеек.

Факт предоставления льгот населению Ипатовского района и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актами сверок количества граждан, пользующихся льготами (приложение N 1), актами сверок объема предоставленных льгот населению Ипатовского района за спорный период (л.д. 24-32), реестрами граждан, пользующихся льготой, копиями удостоверений и справок льготников (приложение 1), справкой о задолженности федерального бюджета, выданной краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.2005 “О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы
отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством“ и распоряжением Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.06.2005 N 59 (л.д. 50), счетами-фактурами (л.д. 33-41). Указанные обстоятельства, установленные судом, заявитель жалобы не оспаривает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 5-ФЗ Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе газа. В силу статьи 7 Закона расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 5 Закона N 4301-1 Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, и совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются от оплаты коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Законов (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении спора суд установил, что Минфин края обязанности
по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Законов) следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе и по Ипатовскому району (л.д. 67-87).

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.

В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации затрат на Российскую Федерацию.

Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (пункты 17, 18 Постановления).

Вместе с тем суд, удовлетворяя иск в полном объеме, не учел следующее. Из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В
абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому кассационная инстанция снижает сумму, подлежащую взысканию с Минфина России, до 5946 рублей 66 копеек.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому часть пошлины, приходящаяся на сумму отклоненных требований, подлежит взысканию с истца, в части удовлетворенных требований с ответчика (с учетом уплаты им госпошлины по кассационной жалобе).

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2007 по делу N А63-18992/2006-С3 изменить. Уменьшить взысканную с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Ставропольрегионгаз“ сумму до 5946 рублей 66 копеек.

Прекратить взыскание в измененной части решения.

Взыскать в доход федерального бюджета госпошлину с Министерства финансов Российской Федерации - 270 рублей 95 копеек, с ООО “Ставропольрегионгаз“ - 229 рублей
05 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.