Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.06.2007 N Ф08-2978/2007-1231А по делу N А32-22937/2005-19/358 Общество выполнило все условия для выплаты таможенных платежей, и у таможни не имелось оснований для отказа ему в применении упрощенного порядка декларирования товара. Таким образом, суд обосновано удовлетворил требования общества. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов, не установлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 июня 2007 года Дело N Ф08-2978/2007-1231А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “ТНК-ВР Холдинг“, заинтересованных лиц: Туапсинской таможни и Южного таможенного управления, ходатайствовавших о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, надлежащими образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Туапсинской таможни на решение от 13.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22937/2005-19/358, установил следующее.

ОАО “ТНК-ВР Холдинг“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Туапсинской таможне (далее - таможня) и Южному таможенному
управлению (далее - управление) о признании незаконным действия таможни по отказу в применении упрощенного порядка декларирования и недействительным решения Южного таможенного управления от 30.05.2005 N 51-12/30 (с учетом уточнения требований).

Определением от 12.10.2005 производство по делу приостановлено.

Определением от 24.08.2006 производство по делу возобновлено.

Решением от 13.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2007, суд признал незаконными действия таможни по отказу в применении упрощенного порядка декларирования и недействительным решение Южного таможенного управления от 30.05.2005 N 51-12/30. Суд исходил из надлежащего исполнения обществом обязанности по уплате таможенных платежей в размере и по ставкам, действующим на дату подачи грузовой таможенной декларации, в связи с чем у таможни не имелось оснований для отказа обществу в применении упрощенного порядка декларирования товара.

В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить. По мнению таможни, несмотря на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 304 опубликовано после подачи обществом временной декларации, таможня не вправе исчислять пошлину по ставке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2005 N 131, фактически прекратившим действие на момент вывоза товара (июнь 2005 года).

Общество отзыв на кассационную жалобу в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.

Южное таможенное управление в отзыве на жалобу просило удовлетворить жалобу таможни, полагая, что приведенные в ней доводы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 17.05.2005 общество представило в таможню временную грузовую таможенную декларацию на вывоз за пределы таможенной территории Российской
Федерации сырой нефти. Декларант уплатил таможенную пошлину исходя из ставки, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2005 N 131, по 102,6 доллара США за тонну.

Таможня, посчитав необоснованным исчисление пошлины в соответствии с указанным нормативным актом, сделала на описи документов, приложенных к ГТД, запись об отказе в применении упрощенного порядка декларирования (пункт 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации).

По мнению таможенного органа, в данном случае подлежала применению ставка, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 304 (136 долларов США за тонну), поскольку вывоз товара предполагался с июня 2005 года, то есть в период действия названного нормативного акта.

Общество обжаловало действия таможни в Южное таможенное управление. Решением от 30.05.2005 N 51-12/30 Управление отказало обществу в признании незаконным отказа таможни в применении упрощенного порядка декларирования товаров.

Общество, полагая, что им обоснованно в период подачи временной грузовой таможенной декларации исчислен размер пошлины в соответствии с действовавшим на тот момент Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2005 N 131, обратилось с заявлением в суд.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Указанная декларация подается не ранее чем за 15 дней до начала периода, в течение которого согласно декларации предполагается вывозить российские товары, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 Кодекса данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 “О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)“ при применении названных норм судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Российской Федерации, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.

Материалами дела подтверждается, что на момент подачи грузовой таможенной декларации (17.05.2005) действовала ставка вывозной таможенной пошлины, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2005 N 131, в размере 102,6 доллара США.

В соответствии со статьей 4 Кодекса акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и
не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 304 об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 136 долларов США опубликовано в официальном источнике - газете “Российская газета“ 20 мая 2005 года за N 106, вступило в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.

Поскольку возможность действия Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 304 с обратной силой не предусмотрена, оно распространяется на отношения, возникшие после 20.05.2005.

При изложенных обстоятельствах общество выполнило все условия для выплаты таможенных платежей и у таможни не имелось оснований для отказа ему в применении упрощенного порядка декларирования товара.

Таким образом, суд обосновано удовлетворил требования общества. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе в размере 1 тыс. рублей подлежит взысканию с таможни.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22937/2005-19/358 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Туапсинской таможни в доход федерального бюджета госпошлину 1 тыс. рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.