Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2007 по делу N А66-2186/2007 У ИФНС отсутствовали основания для начисления колхозу пеней на реструктурированную задолженность по единому социальному налогу после вынесения в 2006 году решения о приостановлении права колхоза на реструктуризацию, поскольку соглашение о реструктуризации долгов колхоза в установленные порядке и сроки расторгнуто не было, а в 2007 году право колхоза на реструктуризацию долгов восстановлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2007 г. по делу N А66-2186/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Морозовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.06.2007 по делу N А66-2186/2007 (судья Владимирова Г.А.),

установил:

колхоз “Восход“ (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 08.11.2006 N 213431 об уплате 50234,4 руб. пеней, начисленных на
сумму задолженности по единому социальному налогу, не уплаченную Колхозом на момент приостановления действия типового соглашения о реструктуризации долгов от 30.03.2004 N 205.

Решением суда первой инстанции от 08.06.2007 требование Колхоза удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и отказать Колхозу в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Колхоз “Восход“ и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) предусмотрено проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния, установлены правовые основы и условия ее проведения.

Реструктуризация долгов осуществляется на основании соглашения, оформляемого в соответствии с типовым соглашением о реструктуризации долгов, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации, на что указано в статье 23 Федерального закона N 83-ФЗ.

Во исполнение Федерального закона N 83-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 “О реализации Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно пункту 1 Базовых условий реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Пунктом 2 названных Базовых условий предусмотрено, что долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных
товаропроизводителей.

Колхоз “Восход“ является сельскохозяйственным товаропроизводителем и в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ являлся участником программы финансового оздоровления названных лиц.

В марте 2004 года с Колхозом подписано соглашение о реструктуризации долгов от 30.03.2004 N 205 (л.д. 29 - 30), по условиям которого реструктуризации подвергнута имеющаяся у Колхоза по состоянию на 01.02.2004 задолженность перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам в сумме 1190307,57 руб., в том числе: 212752,9 руб. - по налогам и сборам; 113744,43 руб. - по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды; 744320,24 руб. - по единому социальному налогу. Согласно пункту 2 соглашения Колхозу предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов до 2009 года и рассрочка погашения задолженности до 2013 года с погашением начиная с 2009 года.

Пункт 10 соглашения о реструктуризации долгов от 30.03.2004 N 205 содержит условие о том, что право на реструктуризацию долгов приостанавливается, если организация на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов. О наличии перечисленных видов задолженностей кредиторы, банк-агент, где открыт счет организации, письменно извещают Межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52.

Как видно из материалов дела, Колхоз нарушил требования пункта 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных
товаропроизводителей, в связи с чем Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области в феврале 2006 года принято решение от 21.02.2006 N 79 (л.д. 78) о приостановлении права Колхоза на реструктуризацию долгов.

В ноябре 2006 года налоговая инспекция направила Колхозу требование от 08.11.2006 N 213431 (л.д. 6 - 7), куда вошла сумма пеней по единому социальному налогу в размере 50234,4 руб., начисленная на оставшуюся не уплаченной Колхозом на момент приостановления его права на реструктуризацию задолженность по единому социальному налогу.

Считая незаконным начисление налоговым органом пеней в связи с приостановлением права на реструктуризацию и, следовательно, незаконным выставление требования об уплате 50234,4 руб. пеней, Колхоз обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя. Суд пришел к выводу, что у налоговой инспекции отсутствуют основания для начисления Колхозу спорной суммы пеней на реструктуризированную задолженность по единому социальному налогу после вынесения решения о приостановлении права Колхоза на реструктуризацию. Соглашение с Колхозом о реструктуризации долгов в установленном порядке и сроки расторгнуто не было. Напротив, в марте 2007 года решением Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области от 29.03.2007 N 112 право Колхоза на реструктуризацию долгов восстановлено.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.

Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

Сельскохозяйственные предприятия-должники получают право на реструктуризацию долгов, предусматривающую полное списание сумм пеней и
штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов при наличии и на основании заключенного с кредиторами соглашения, при условии своевременной уплаты текущих платежей и обязательств по погашению долга согласно утвержденному графику.

Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов приостанавливается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 83-ФЗ).

В статье 27 названного Федерального закона приведен исчерпывающий перечень оснований расторжения соглашения о реструктуризации долгов.

К ним отнесены:

- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;

- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;

- возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.

Банк-агент в случае нарушения должником условий соглашения обязан известить - согласно пункту 5 статьи 26 Федерального закона N 83-ФЗ - всех кредиторов о наступлении событий, позволяющих признать соглашение расторгнутым.

Однако расторжение соглашения о реструктуризации в связи с неисполнением и (или) несвоевременным исполнением должником принятых на себя обязательств в рамках заключенного соглашения, а также неуплатой (своевременной уплатой) текущих платежей не происходит автоматически.

Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по вышеназванным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника. При этом любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения (статья 28 Федерального закона N 83-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 названного Закона при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и
рассроченные обязательства должника считаются наступившими.

В отличие от Федерального закона N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“, в пункте 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрена возможность приостановления права должников на реструктуризацию. Право на реструктуризацию приостанавливается, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов.

В случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.

Согласно пункту 11 соглашения о реструктуризации долга от 30.03.2004 N 205 соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов Колхоз не погасит задолженность по текущим платежам, установленным графиком погашения долгов, и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей.

Судом установлено, что 21.02.2006 Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области приняла решение о приостановлении права Колхоза на реструктуризацию долгов.

Судом также установлено, что решение о расторжении соглашения о реструктуризации долгов Колхоза Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области не принималось. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено, нет их и в материалах дела.

В то же время в марте 2007 года по решению Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей
Тверской области от 29.03.2007 N 112 право Колхоза на реструктуризацию долгов восстановлено.

Поскольку в силу статьи 29 Федерального закона N 83-ФЗ только при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся не уплаченной в связи с заключением соглашения о реструктуризации суммы недоимки и начисленных на нее пеней.

В рассматриваемом случае решение о расторжении соглашения о реструктуризации долга от 30.03.2004 N 205 Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области не принималось. В марте 2007 года право Колхоза на реструктуризацию долгов восстановлено.

Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для включения в оспариваемое требование 50234,4 руб. пеней по единому социальному налогу, начисленных на оставшуюся не уплаченной Колхозом на момент приостановления его права на реструктуризацию задолженность по единому социальному налогу.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.

Налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 08.06.2007 по делу N А66-2186/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской
области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

Н.Г.Кузнецова

Судьи

Л.И.Кочерова

Н.А.Морозова