Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2007 N Ф08-472/2007-221А по делу N А32-36208/2004-60/929 Суд сделал правильный вывод о том, что общество, осуществляя в 2001 - 2002 годах заправку транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, являлось плательщиком единого налога на вмененный доход. При этом суд обоснованно исходил из того, что форма оплаты не является критерием разграничения торговли на оптовую и розничную.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 февраля 2007 года Дело N Ф08-472/2007-221А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Боливар“ и заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2006 по делу N А32-36208/2004-60/929, установил следующее.

ООО “Фирма “Боливар“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю (далее -
управление) о признании недействительным решения управления от 23.08.2004 N 2.21-10/5 в части: привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 714800 рублей, в том числе 595600 рублей по НДС, 105800 рублей по налогу на прибыль, 6100 рублей по налогу на пользователей автомобильных дорог, 7200 рублей по налогу на имущество, 100 рублей по сбору на содержание милиции (пункт 1.1.); привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 9374050 рублей (пункт 1.2.); доначисления 2677700 рублей НДС, 436800 рублей налога на прибыль, 21320 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 20870 рублей налога на имущество, 340 рублей налога на милицию (подпункт “б“ пункта 2.1.); начисления 1876417 рублей пени по НДС, 207665 рублей пени по налогу на прибыль, 9403 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, 8246 рублей пени по налогу на имущество, 764 рублей пени по налогу на милицию (подпункт “в“ пункта 2.1.). От остальной части первоначально заявленных требований общество отказалось (требования уточнены, т. 3, л.д. 72-75).

Определением от 26.05.2005, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд заменил Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю на Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - УФНС России по Краснодарскому краю).

Решением от 31.10.2006 суд удовлетворил ходатайство общества об уточнении требований. Заявленные требования удовлетворил, а в части отказа от заявленных требований производство по делу прекратил.

Судебный акт мотивирован тем, что общество, осуществляя в 2001 - 2002 годах заправку
транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, являлось плательщиком ЕНВД.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе УФНС России по Краснодарскому краю просит отменить решение суда от 31.10.2006 в части удовлетворения заявления и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении требования.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы материального права. Реализация обществом юридическим лицам горюче-смазочных материалов за безналичный расчет (в том числе заправка собственных транспортных средств) является оптовой торговлей, которая должна облагаться по общеустановленной системе налогообложения. Вывод суда о том, что налоговый орган не доказал факт осуществления обществом оптовой торговли горюче-смазочными материалами, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Проведение встречных проверок контрагентов налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки с целью подтверждения правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов обществом не противоречит законодательству о налогах и сборах.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную проверку общества в порядке контроля за деятельностью ИФНС России по г. Новороссийску, по результатам которой составило акт выездной налоговой проверки от 20.07.2004 N 2.21-13/4 и вынесло решение от 23.08.2004 N 2.21-10/5 дсп о доначислении обществу 3574070 рублей налогов по общей системе налогообложения, 2246500 рублей пеней. Общество также привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 714800 рублей штрафа, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 9912900 рублей штрафа, по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса
Российской Федерации - 15 тыс. рублей штрафа.

Основанием для принятия такого решения послужил вывод управления о том, что общество осуществляло оптовую торговлю по реализации горюче-смазочных материалов, поскольку организации приобретали топливо на основании договоров для осуществления предпринимательской деятельности.

Не согласившись с решением управления, общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Федерального закона от 31.03.99 N 63-ФЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами.

Подпунктами 8 и 8.1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Федерального закона от 13.07.2001 N 99-ФЗ) установлено, что плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах: розничной выездной (нестационарной) торговли горюче-смазочными материалами; розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами.

В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Закона Краснодарского края от 10.03.2000 N 239-КЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами. Плательщиками налога являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю собственными (покупными) и взятыми на основании договора комиссии,
поручения или агентского договора горюче-смазочными материалами через собственные или арендованные автозаправочные станции, кроме автозаправочных станций, осуществляющих отпуск газа. Не переводятся на уплату единого налога на вмененный доход АЗС, осуществляющие заправку исключительно собственных автотранспортных средств, а также транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, в том числе и с использованием кредитных карточек и других средств платежа. В случае реализации через указанные АЗС горюче-смазочных материалов за наличный расчет они переводятся на уплату единого налога в установленном порядке.

Согласно подпункту “и“ пункта 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Закона Краснодарского края от 25.05.2001 N 361-КЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции. Плательщиками налога являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю собственными, покупными и взятыми на основании договора комиссии, поручения или агентского договора горюче-смазочными материалами через собственные или арендованные автозаправочные станции. Единым налогом на вмененный доход для данного вида деятельности облагается реализация горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции за наличный расчет и заправка транспортных средств за безналичный расчет, а также с использованием кредитных карточек и других средств платежа.

При этом подпунктом “д“ пункта 3 данной статьи установлено, что не являются плательщиками единого налога автозаправочные станции, осуществляющие заправку исключительно собственных автотранспортных средств и (или) транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, в том числе и с использованием кредитных карточек и других средств платежа. В случае реализации через указанные автозаправочные станции
горюче-смазочных материалов за наличный расчет они переводятся на уплату единого налога в установленном порядке.

В силу подпункта “и“ пункта 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Закона Краснодарского края от 26.11.2001 N 414-КЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной выездной (нестационарной) и розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами. Плательщиками налога являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю собственными, покупными и взятыми на основании договора комиссии, поручения или агентского договора горюче-смазочными материалами через собственные или арендованные автозаправочные станции. При этом пункт 3 данной статьи исключен в связи с протестом прокуратуры Краснодарского края.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в ред. Закона Краснодарского края от 26.02.2002 N 444-КЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной выездной (нестационарной) и розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами.

Суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими признаки розничной и оптовой торговли, поскольку действующее в спорном периоде налоговое законодательство не давало определение этим понятиям, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу,
обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Аналогичное определение розничной торговли дано Государственным стандартом Российской Федерации Р51303-99 “Торговля. Термины и определения“, введенным в действие на территории Российской Федерации с 01.01.2000, согласно которому к розничной торговле относится торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Оптовая торговля определяется как торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Таким образом, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 N 18 “О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации“ разъясняется, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93; код 5050101; 5050102), которым в силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.99 N 1212 следует пользоваться
при определении вида деятельности, реализация горючего через АЗС относится к коду 5050000 “Розничная торговля ГСМ для транспортных средств“.

Как следует из материалов дела, в спорный период общество заключило с юридическими лицами договоры, согласно которым обязалось оказывать услуги по заправке автотранспорта за безналичный расчет по заправочным ведомостям.

Суд первой инстанции установил, что общество реализовывало через топливно-раздаточные колонки АЗС горюче-смазочные материалы организациям для обеспечения их уставной деятельности. Налоговый орган не представил доказательства приобретения данного товара указанными лицами в целях осуществления предпринимательской деятельности для его последующей переработки или перепродажи.

Суд всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделал правильный вывод о том, что общество, осуществляя в 2001 - 2002 годах заправку транспортных средств юридических лиц по безналичной форме оплаты, являлось плательщиком ЕНВД. При этом суд обоснованно исходил из того, что форма оплаты не является критерием разграничения торговли на оптовую и розничную.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Согласно требованиям статей 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационных жалоб следует возложить на
УФНС России по Краснодарскому краю, которое в силу указанных нормативных актов освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.10.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-36208/2004-60/929 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.