Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.02.2007 N Ф08-7192/2007 по делу N А01-1036/2006-8 Суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности уменьшения исполнительского сбора в связи с наличием значительной кредиторской задолженности и сезонным характером деятельности общества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 февраля 2007 года Дело N Ф08-7192/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании должника - закрытого акционерного общества комбинат пищевых продуктов “Теучежский“, межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея на решение от 18.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2006 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1036/2006-8, установил следующее.

ЗАО комбинат пищевых продуктов “Теучежский“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора,
подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 16.05.2006, с 207636 рублей 19 копеек (7 процентов от суммы подлежащей взысканию) до 28880 рублей 52 копеек. Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, усугубляет тяжелое финансовое положение. Общество перерабатывает сельскохозяйственную продукцию, доход от деятельности общества зависит от природно-климатических условий и выращенного урожая, поэтому для исполнения исполнительного документа о взыскании с должника задолженности необходимо наступление периода сбора продуктов растениеводства. Кроме того, у общества имеется дебиторская задолженность в размере 31650862 рублей 40 копеек.

Решением от 18.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2006, суд удовлетворил требование заявителя, снизил сумму исполнительского сбора с 201636 рублей 19 копеек до 28880 рублей 52 копеек. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие у должника денежных средств, тяжелое материальное положение не являются уважительными причинами неисполнения судебного акта в установленный срок, но судом отнесены к обстоятельствам, смягчающими ответственность общества.

В кассационной жалобе межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея (далее - отдел судебных приставов) просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя, у суда отсутствовали основания для снижения суммы исполнительского сбора. Правоотношения, возникающие в процессе взыскания исполнительского сбора, должны регулироваться Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому (пункт 1 статьи 4.2.) отсутствие у должника денежных средств не является смягчающим обстоятельством.

Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в рамках исполнительного производства от 25.04.2006
N 2036-295-Те-2006, возбужденного в отношении общества на основании исполнительного листа от 28.02.2006 N 000589, выданного Арбитражным судом Республики Адыгея, судебный пристав-исполнитель вынес 16.05.2006 постановление о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 201636 рублей 19 копеек (7 процентов от взыскиваемой суммы).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П предусмотренная статьей 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушения в процессе исполнительного производства. Установление размера ответственности за нарушение срока исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Установленный в пункте 1 статьи 81 Закона размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Указанной позиции придерживается Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 26 Информационного письма от 21.06.2004 N 77 “Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов“.

Оценив доводы заявителя и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности уменьшения исполнительского сбора в связи с тяжелым имущественным положением должника, наличием значительной
кредиторской задолженности и сезонным характером деятельности общества.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.10.2006 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1036/2006-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.