Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2007 N Ф08-231/2007-110А по делу N А53-11467/2006-С6-44 Уточненные налоговые декларации поданы до момента обнаружения налоговым органом занижения суммы налога, подлежащей уплате за указанные налоговые периоды. Общество исполнило обязательство по уплате недостающей суммы налога и соответствующей ей пени до подачи указанных деклараций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 февраля 2007 года Дело N Ф08-231/2007-110А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества торгово-сервисный центр “Русавтопром-Ростов“, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Ростова-на-Дону на решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-11467/2006-С6-44, установил следующее.

Закрытое акционерное общество торгово-сервисный центр “Русавтопром-Ростов“ (далее - общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлениями к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 15.03.2006 N 7565 (04/1-8651) и 04.04.2006 N 7922 (04/1-11555) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные требования заявлены самостоятельно с возбуждением дел N А53-11467/2006-С6-44 и N А53-11466/2006-С6-44. В порядке части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела объединены в одно производство с присвоением номера А53-11467/2006-С6-44.

Решением суда от 25.09.2006 требования общества удовлетворены в полном объеме. Решения налоговой инспекции от 15.03.2006 N 7565 (04/1-8651) и 04.04.2006 N 7922 (04/1-11555) признаны незаконными.

Судебный акт мотивирован тем, что привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации является безосновательным, поскольку им были выполнены требования пункта 4 статьи 81 Кодекса. Уточненные налоговые декларации за март и июнь 2005 года были поданы до момента обнаружения налоговой инспекцией занижения суммы налога, подлежащей уплате за указанные налоговые периоды. До подачи деклараций общество исполнило обязательства по уплате недостающей суммы налога и соответствующей пени.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, обществом не выполнены условия по уплате суммы налога до момента подачи уточненных налоговых деклараций. Кроме того, судом неправильно применена статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации по зачету сумм, подлежащих возмещению из бюджета согласно представленным декларациям, так как налоговым органом не была проверена обоснованность сумм налога, заявленных к вычету в сроки
и в порядке, установленном пунктом 2 статьи 176 Кодекса. Таким образом, общество правомерно привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель общества изложила доводы, указанные в отзыве.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за март и июнь 2005 года.

Заместитель руководителя налоговой инспекции, рассмотрев материалы камеральных проверок, вынес решения от 15.03.2006 N 7565 (04/1-8651) и 04.04.2006 N 7922 (04/1-11555) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации послужила неуплата налога в сумме 945854 рублей и 3522320 рублей соответственно.

Общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало решения налоговой инспекции в арбитражный суд.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 87 Кодекса предусмотрено право проведения налоговыми органами камеральных и
выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

На основании абзаца 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в налоговом периоде сумма налоговых вычетов превышает сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом обложения налогом, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 данного Кодекса.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что между обществом и ФГУП “Научно-технический центр “Атлас“ заключен договор от 08.12.2004 N 6684-СПНД/Р-2004 об оказании услуг специализированного оператора при представлении налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и дополнительное соглашение к нему от 31.12.2004.

В соответствии с
пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Обществом 06.05.2005 через систему представления налоговых деклараций в электронном виде была предоставлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года, что подтверждается электронным протоколом, фиксирующим дату поступления налоговой декларации в почтовый ящик налоговой инспекции.

В тот же день обществом в электронном виде была направлена налоговая декларация за апрель 2005 года, о чем также свидетельствует электронный протокол.

В связи со сбоем системы электронной передачи налоговая декларация за апрель 2005 года налоговым органом 06.05.2005 не была получена.

11 мая 2006 года общество предоставило в налоговую инспекцию указанную декларацию на бумажном носителе.

Как видно из материалов дела, сумма налога к уплате за март 2005 года составляла 945854 рубля. С учетом того, что 06.05.2005 обществом уплачен налог в сумме 262323 рублей и пеня за период с 21.04.2005 по 10.05.2005 в сумме 6550 рублей (платежные поручения от 06.05.2005 N 248 и N
249), за обществом числилась задолженность по налогу в сумме 683530 рублей 76 копеек. Ввиду того, что обществом в декларации за апрель 2005 года указана сумма 684694 рубля к уменьшению, в связи с применением налогового вычета, на лицевом счете общества налоговым органом отражена переплата в размере 1163 рублей 24 копеек.

Общество представило 12.07.2005 в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года, в соответствии с которой подлежало к уплате в бюджет 200098 рублей. В связи с тем, что на указанную дату у общества имелась переплата по налогу в сумме 208202 рублей 24 копеек, сумма 200098 рублей была зачтена в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года была представлена обществом в налоговую инспекцию 08.08.2005. Согласно представленной декларации подлежал к уплате в бюджет налог в размере 3522320 рублей. В этот же день обществом представлена налоговая декларация за июль 2005 года, в которой сумма налога исчислена к уменьшению в связи с применением налогового вычета в сумме 4617185 рублей. Пеня в размере 28290 рублей за период с 21.07.2005 по 07.08.2005 также была уплачена 08.08.2005 (платежное поручение от 08.08.2005 N 452). В результате у общества образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 1102969 рублей 24 копеек.

В соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал
об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно, поскольку обществом были выполнены требования пункта 4 статьи 81 данного Кодекса. Уточненные налоговые декларации за март и июнь 2005 года поданы до момента обнаружения налоговым органом занижения суммы налога, подлежащей уплате за указанные налоговые периоды. Общество исполнило обязательство по уплате недостающей суммы налога и соответствующей ей пени до подачи указанных деклараций.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-11467/2006-С6-44 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.