Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2007 N Ф08-7263/2006-2994А по делу N А53-14577/2006-С6/48 Налоговый орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 января 2007 года Дело N Ф08-7263/2006-2994А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Сатурн-2“, заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сатурн-2“ на решение от 18.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.2006 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14577/2006-С6/48, установил следующее.

ООО “Сатурн-2“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г.
Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) от 01.09.2006 N 198 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Решением от 18.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2006, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку факт нарушения обществом требований законодательства о порядке реализации алкогольной продукции установлен административным органом и подтверждается материалами дела.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.2006. По мнению заявителя, у сотрудников налогового органа отсутствуют полномочия составлять протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 Кодекса. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного статьей 28.5 Кодекса срока. Кроме того, общество ссылается на то, что контрольная закупка не производилась, следовательно, факт реализации алкогольной продукции без ценников не доказан. В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция
провела проверку магазина, принадлежащего обществу и расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мясникова, 50/31, по вопросу соблюдения правил реализации алкогольной продукции. В ходе проверки установлен факт реализации семи наименований алкогольной продукции при отсутствии ценников с указанием наименования, цены и объема алкогольной продукции в потребительской таре, а также отсутствие информации о пищевой ценности алкогольной продукции - водки “Журавли“ особая. Результаты проверки отражены в акте от 07.08.2006 N 00041 и протоколе об административном правонарушении от 08.08.2006 N 00184.

На основании материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 01.09.2006 N 00184 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 тыс. рублей за нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения в том числе о наименовании алкогольной продукции, ее цене, объеме в потребительской таре. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 141 раздела XIX “Особенности продажи алкогольной продукции“ Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (далее - Правила), при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. При продаже вина в розлив указываются
наименование и цена за 1 л и 0,1 л. В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или за 0,05 л.

В соответствии с пунктом 138 Правил информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 12 данных Правил, должна содержать, в том числе, сведения о пищевой ценности алкогольной продукции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 10 в Федеральном законе N 2-ФЗ отсутствует, имеется в виду статья 10 Федерального закона N 2300-1 от 07.02.1992 “О защите прав потребителей“.

Пунктом 11 Правил установлено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену и условия приобретения товара. Обязанность продавца вывешивать ценники на реализуемую алкогольную продукцию установлена также статьей 10 Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ “О защите прав потребителей“.

Суд установил и это подтверждено материалами дела, что действиями общества нарушены требования названных нормативных актов. Факт несоблюдения требований законодательства о порядке реализации алкогольной продукции подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.08.2006 N 00184, составленным в присутствии руководителя общества, и актом проверки от 07.08.2006 N 00041.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы жалобы об отсутствии у налогового инспектора права составлять протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 Кодекса по следующим основаниям.

Исходя из части 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 23 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду глава 20 Правил продажи алкогольной продукции, а не пункт 20 указанных правил.

Исходя из пункта 20 Правил продажи алкогольной продукции, действовавших на момент совершения административного правонарушения, контроль за их соблюдением осуществляется в том числе федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.

Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 Кодекса являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленных законом сроков его составления и поэтому не может служить основанием для привлечения к ответственности, необоснован. Протокол подтверждает факт совершения обществом административного правонарушения и составлен в пределах срока давности (статья 4.5 Кодекса).

Довод жалобы о том, что отсутствие ценников на товаре образует состав правонарушения по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснован. Ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров в части правил продажи алкогольной продукции, установленных в разделе ХIХ “Особенности продажи алкогольной продукции“, предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.11.2006 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14577/2006-С6/48 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.