Решения и определения судов

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа “Обобщение судебной практики по делам, рассмотренным в кассационном порядке во втором полугодии 2006 года (Применение природоохранного законодательства)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Положение о территориальном органе не может быть признано нормативным правовым актом и не подлежит государственной регистрации и официальному опубликованию.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности общества по производству спирта на основании Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на недоказанность наличия у заявителя функций по контролю и надзору в сфере природопользования.

Отменяя судебный акт и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что управление является территориальным органом Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования. Положение о территориальном органе не может быть признано нормативным правовым актом, устанавливающим функции этого органа. Территориальный орган исполняет функции, которыми в определенном порядке наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.07.04 N 400 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и установило, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Указ N 314 содержит определение функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, а также устанавливает, что федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Положение об управлении не противоречит Указу, оно направлено на исполнение территориальным органом функций федеральной службы (дела N Ф08-4917/06, Ф08-4952/06, Ф08-4951/06).

Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных окружных судов не обнаружена.