Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2007 N А33-6403/07-Ф02-7881/07 по делу N А33-6403/07 Заявление о признании незаконным решения налогового органа о взыскании единого социального налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках удовлетворено правомерно, поскольку задолженность по данному налогу возникла после признания предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, поэтому вопрос о взыскании такой задолженности должен решаться в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2007 г. N А33-6403/07-Ф02-7881/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска на решение от 8 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6403/07 (суд первой инстанции: Куликовская Е.А.),

установил:

государственное унитарное производственное предприятие “Красноярскавтодор“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска (далее - инспекция) о признании незаконным решения N 47628 от 29.03.2007 о
взыскании задолженности по единому социальному налогу за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Решением суда от 8 июня 2007 года заявление предприятия удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Из кассационной жалобы следует, что законодательство о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам и сборам в какой-либо процедуре банкротства. Поэтому инспекция считает правомерным взыскание текущей задолженности предприятия по единому социальному налогу за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления от 01.10.2007 N 42246 и от 02.10.2007 N 42245), своих представителей на судебное заседание не направили.

Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда следует оставить без изменения.

Определением от 7 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6403/07 принято к производству заявление о признании предприятия банкротом, определением суда от 5 июля 2007 года по тому же делу в отношении предприятия введена процедура наблюдения.

Решением от 11 января 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6403/07 предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Инспекцией предприятию направлено требование N 244912 от 13.02.2007 об уплате в срок до 01.03.2007 задолженности по единому социальному налогу в размере 94812 рублей 51 копейки.

В связи с неисполнением данного требования
инспекцией принято решение N 47628 от 29.03.2007 о взыскании указанной задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Арбитражный суд, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что задолженность по единому социальному налогу возникла после признания предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, поэтому вопрос о взыскании такой задолженности должен решаться в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления N 29 от 15.12.2004 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ разъяснил, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве не отнесены к требованиям, подлежащим удовлетворению вне очереди.

В силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Следовательно, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, подлежат взысканию текущие обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства.

Арбитражный суд, проанализировав в соответствии с положениями статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в требовании N 244912 сроки уплаты соответствующих сумм единого социального налога, обоснованно указал, что инспекцией в данном требовании предложено предприятию уплатить задолженность по единому социальному налогу за 3, 6, 9, 12 месяцев 2005 года, 3, 6, 9 месяцев 2006 года, то есть задолженность по обязательным платежам, возникшую после открытия в отношении него конкурсного производства.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что взыскание задолженности по единому социальному налогу в сумме 94812 рублей
51 копейка, возникшей после открытия конкурсного производства, должно производиться в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, поэтому решение о взыскании данной задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке не соответствует положениям пункта 1 статьи 126, пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены законных и обоснованных судебных актов.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации с инспекции в доход бюджета Российской Федерации следует взыскать государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплата которой была отсрочена до окончания настоящего кассационного производства.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 8 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6403/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист во исполнение настоящего постановления.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА