Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2007 N А19-8468/07-35-Ф02-7337/07 по делу N А19-8468/07-35 Суд правомерно возвратил заявление пенсионного органа о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку взыскание недоимки в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2007 г. N А19-8468/07-35-Ф02-7337/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,

представители сторон участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Братске и Братском районе Иркутской области на определение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8468/07-35 (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.),

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Братске и Братском районе Иркутской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Покоснинской
сельской администрации Братского района Иркутской области (далее - администрация) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года в сумме 38522 рубля 78 копеек.

Определением суда от 31 мая 2007 года исковое заявление возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения суда не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене в связи с нарушением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом необоснованно не принято к производству и возвращено заявление учреждения, поскольку в силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектом которой является ответчик, службой судебных приставов не производится.

Администрацией отзыв на кассационную жалобу учреждения не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 39067 от 17.09.2007, N 39068 от 19.09.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, в связи с неуплатой администрацией в установленный срок пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года учреждением 19.12.2006 в отношении администрации было выставлено требование N 462 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 38522 рубля 78 копеек.

До настоящего времени задолженность не уплачена.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения учреждения в суд.

Возвращая заявление учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Закон N 137-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2006, статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ изложена в новой
редакции, в соответствии с которой предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до 01.01.2006 заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании данного Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, с 01.01.2006 недоимки по страховым взносам, пени и штрафы в пределах размеров, установленных частью 3 статьи 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, не подлежат взысканию в судебном порядке.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума N 31 от 17 мая 2007 года “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской
Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Установленная статьей 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Таким образом, ссылки учреждения на положения подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

определение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8468/07-35 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

М.А.ПЕРВУШИНА

А.И.СКУБАЕВ