Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2007 по делу N А05-4820/2006-3 Суд правомерно взыскал с Минфина РФ за счет казны РФ расходы, понесенные ОАО в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии, поскольку министерство не представило доказательства выделения из федерального бюджета средств, необходимых для компенсации указанных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2007 года Дело N А05-4820/2006-3“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 02.05.2007), рассмотрев 18.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2007 по делу N А05-4820/2006-3 (судья Куницына Л.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архангельская сбытовая компания“ в лице Архангельского межрайонного отделения (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию “Город Архангельск“ в лице управления социальной защиты населения мэрии города Архангельска о взыскании 21125 руб. 90 коп. задолженности по возмещению расходов, понесенных в связи с предоставлением в период с 01.12.2004 по 31.12.2005 соответствующим категориям граждан льгот по оплате электроэнергии, предусмотренных Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ (далее - Закон).

В судебном заседании 29.06.2006 истец уточнил исковые требования, указав, что взыскивается задолженность по льготам, предоставленным в декабре 2004 года.

Решением от 13.07.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Архангельской области. В иске к другим ответчикам отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2006 решение изменено. С Архангельской области в лице Департамента финансов за счет казны Архангельской области в пользу Общества взыскано 14167 руб. 96 коп. расходов и 566 руб. 69 коп. государственной пошлины. В остальной части иска, а также в иске к другим ответчикам отказано.

Постановлением суда кассационной инстанции от 22.01.2007 решение от 13.07.2006 и постановление от 13.09.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением от 24.05.2007, которое в апелляционном порядке не пересматривалось, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 21125 руб. 90 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 24.05.2007 в части взыскания расходов за счет казны Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт.

В
судебном заседании представитель Департамента финансов просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Остальные участники процесса извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

В соответствии со статьей 11 Закона граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, Общество в период с декабря 2004 года по декабрь 2005 года предоставляло льготы по оплате электрической энергии гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, в связи с чем у него возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.

В кассационной жалобе Минфин РФ указывает следующее. В 2004 году субъекту Российской Федерации - Архангельской области из средств федерального бюджета на реализацию Закона было выделено 4426264 руб. 57 коп., а в 2005 году на погашение задолженности по указанным обязательствам - 1282500 руб. При таких обстоятельствах, по мнению подателя жалобы, Российская Федерация в лице Минфина РФ полностью выполнила свои бюджетные обязательства.

Согласно отчету Департамента финансов администрации Архангельской области за 2004 год о фактически произведенных расходах на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона, в 2004 году фактически произведено расходов из бюджета субъекта Российской Федерации на сумму 5708813 руб. 68 коп., возмещено из федерального бюджета 4057409 руб. 19 коп.
Следовательно, задолженность федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации составляла 1651404 руб. 49 коп.

Как правильно установил суд первой инстанции, целевое использование оставшейся суммы - 368855 руб. 38 коп. (4426264 руб. 57 коп. - 4057409 руб. 19 коп.), - возмещенной позже, подтверждается справкой-уведомлением N 349 об изменении сметных назначений размера финансирования и платежными поручениями, свидетельствующими о направлении указанных денежных средств муниципальным образованиям.

Согласно справке-уведомлению N 468 об изменении сметных назначений размера финансирования и ксерокопиям платежных поручений в 2005 году на погашение задолженности по указанным обязательствам из федерального бюджета выделено 1282500 руб. (1651404 руб. 49 коп. - 368855 руб. 38 коп.).

Таким образом, согласно имеющимся в деле доказательствам выделенными в 2004 и 2005 годах средствами были возмещены расходы, понесенные субъектом Российской Федерации на возмещение льгот по Закону в 2004 году.

Однако ввиду недостаточного финансирования на эти цели из федерального бюджета Общество недополучило 21125 руб. 90 коп. по компенсации понесенных расходов.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим
бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных Обществом в связи с предоставлением льгот, заявленные требования обоснованно удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2007 по делу N А05-4820/2006-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ТАРАСЮК И.М.

Судьи

КРАВЧЕНКО Т.В.

СТАРЧЕНКОВА В.В.