Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2007 N А19-2330/07-30-Ф02-5198/07 по делу N А19-2330/07-30 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, поскольку анализ движения денежных средств по расчетным счетам поставщика и его контрагентов не подтверждает того, что предприниматель получил в результате их действий какую-либо финансовую выгоду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 августа 2007 г. Дело N А19-2330/07-30-Ф02-5198/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,

представителей сторон:

индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - представителя Хмелева Д.Г. (доверенность N 2642 от 15.06.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение от 29 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2330/07-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.),

резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2007 года, постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2007 года,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Герцог
Виктор Оттович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 07-27/1372 от 19.01.2007 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1027146 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29 марта 2007 года отменить, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы основаны на неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для оценки обоснованности доводов налоговой инспекции. Судом не дана оценка доводам налоговой инспекции в совокупности и взаимосвязи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на жалобу предприниматель просит судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

Из материалов дела следует, что Герцог Виктор Оттович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой администрации г. Иркутска, свидетельство серии ИРП-1 N 3-00713, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, основной государственный регистрационный номер 304381128900160, ИНН 380800013390.

19 января 2007 года индивидуальный предприниматель Герцог В.О. представил в налоговый орган налоговую
декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 г.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган провел камеральную налоговую проверку представленной налоговой декларации, по результатам которой вынес решение N 07-27/1372 от 19.01.2007.

Данным решением налоговый орган подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в сумме 888563 руб., подтвердил возмещение налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года в сумме 11614 руб. и отказал в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года в сумме 1027146 руб.

Из решения инспекции следует, что основанием к отказу в возмещении предпринимателю налога на добавленную стоимость послужили следующие обстоятельства.

Налоговым органом сделан вывод о том, что представленные ответчиком счета-фактуры по поставщику ООО “Иркутскпиломатериал“, были составлены с нарушением порядка их заполнения по адресу поставщика, поскольку поставщик не находится по адресу, указанному в его учредительных документах, в связи с чем адрес, указанный в счетах-фактурах, является недостоверным.

Кроме того, налоговым органом сделан вывод о том, что ООО “Иркутскпиломатериал“ не может осуществлять фактической деятельности по поставке продукции, вследствие отсутствия у него основных средств и штата работников, необходимых для погрузки продукции.

Поставщиком не уплачен налог на добавленную стоимость, перечисленный ему предпринимателем Герцогом В.О.

Предпринимателем не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие фактическую перевозку и принятие на учет лесопродукции.

Предприниматель ссылается на то, что товар им был приобретен с включенной в стоимость суммой налога на добавленную стоимость, сумма налога была им оплачена при оплате товара в полном объеме, товар был оприходован в
установленном порядке.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации производятся на основании:

- счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), составленных в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и содержащих достоверную информацию;

- документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога;

- документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации;

- документов, подтверждающих факт принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.

Также в соответствии со статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оплаты и оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных и книге покупок счетов-фактур по этим товарам.

Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает при соблюдении им трех условий; 1) наличия счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; 3) фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.

Следовательно, только несоблюдение налогоплательщиком названных выше условий, либо одного из них, будет являться безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В пункте 5 статьи 169 Налогового
кодекса Российской Федерации перечислены все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура. При этом указанные реквизиты должны не только иметь место, но и содержать достоверные данные.

Согласно пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре наряду с прочими сведениями должны быть указаны:

наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

В соответствии с правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных в соответствии с пунктом 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 02.12.2000 (с изменениями и дополнениями) в счете-фактуре построчно указываются следующие показатели:

в строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами (если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется “он же“; если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя);

в строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес (если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется “он же“; если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя). При этом, независимо от того, является покупатель и грузополучатель одним и тем же лицом или нет, проставление надписи “он же“ не предусмотрено.

Как следует из материалов дела и не отрицается предпринимателем, налогоплательщиком для подтверждения налоговых вычетов в спорной сумме в налоговый орган были представлены следующие документы:

- счета-фактуры N 0000014Г от 03.07.2006, N 0000015Г от 11.07.2006,
N 0000016Г от 11.07.2006, N 0000017Г от 22.07.2006, N 0000018Г от 22.07.2006;

- доказательства оплаты указанных счетов-фактур;

- товарные накладные формы N ТОРГ-12 в качестве доказательств оприходования товара.

Налоговым органом при проведении проверки не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что вышеперечисленные документы содержат недостоверные сведения, и при рассмотрении настоящего дела о фальсификации данных документов налоговым органом не заявлено.

Инспекцией в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1027146 рублей, уплаченного заявителем ООО “Иркутскпиломатериал“ по перечисленным выше счетам-фактурам, отказано в связи с нарушением при их составлении пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в части указания в счетах-фактурах сведений о грузоотправителе товаров. Предприятие фактически отсутствует по указанному адресу.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом нахождения российской организации понимается место ее государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, при утверждении налоговым органом о недостоверности юридического адреса грузоотправителя им документально не опровергнуто, что указанный в счетах-фактурах юридический адрес поставщика не соответствует учредительным документам общества. Суд правомерно посчитал, что указание в счетах-фактурах адреса поставщика, отраженного в учредительных документах, соответствует требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем приведенных инспекцией нарушений законодательства суд не усмотрел.

Кроме того, суд правильно посчитал, что факт отсутствия поставщика по юридическому адресу и неисчисление последним суммы налога на добавленную стоимость в отчетной документации не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и служить основанием к отказу в возмещении уплаченного налога на добавленную стоимость.

Суд установил, что факты отсутствия у поставщиков основных средств и численности работников не относятся непосредственно к деятельности налогоплательщика и сами по себе не могут препятствовать реализации им права
на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товара.

Из решения инспекции следует, что ООО “Иркутскпиломатериал“ не является производителем лесопродукции, а занимается ее перепродажей, в связи с чем суд признал, что наличие у последнего соответствующих основных средств не обязательно. Техника могла быть привлечена поставщиком на основании гражданско-правовых договоров, и наличие техники у предприятия на праве собственности не является обязательным.

Налоговая инспекция решила, что по поставщику ООО “Иркутскпиломатериал“ на проверку не были представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт реальной поставки товаров от грузоотправителя до грузополучателя, чем нарушен пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд правомерно признал, что документом, подтверждающим факт оприходования полученных организацией товарно-материальных ценностей является товарная накладная, а не товарно-транспортная накладная, которая в силу положений Инструкции Минфина СССР N 156 “О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом“ и постановления Госкомстата от 28. 11.1997 N 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте“ является документом для подтверждения расчетов за перевозку груза.

Судом было установлено, что представление товарно-транспортных накладных условиями договора, заключенного между ООО “Иркутскпиломатериал“ и предпринимателем, предусмотрено не было. Оприходование товара осуществлялось заявителем на основании товарных накладных, оформленных по форме N ТОРГ-12.

В решении налогового органа указано на то, что отношения заявителя с контрагентами (ООО “Иркутскпиломатериал“, ООО “Полистер“) выстроены на бумаге без фактического осуществления участниками соответствующих хозяйственных операций. Неисполнение поставщиком и его контрагентами налоговых обязанностей не названы в Налоговом кодексе Российской Федерации в качестве основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

Взаимозависимость двух юридических лиц не нарушает законодательство РФ, в
т.ч. и налоговое. При этом налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих, что взаимозависимость между вышеназванными организациями повлияла на добросовестность индивидуального предпринимателя Герцога В.О. как налогоплательщика, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности (Определение Конституционного Суда РФ N 138-О от 25.07.2001). Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики“ как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

С учетом изложенного суд правомерно признал, что отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по указанным основаниям неправомерен.

Также признано, что налоговым органом не представлено доказательств того, что действия предпринимателя были направлены на незаконное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость. Анализ движения денежных средств по расчетным счетам поставщика и его контрагентов не подтверждает того, что предприниматель получил в результате их действий какую-либо финансовую выгоду.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд правомерно решил, что налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности налогоплательщика и представленный им пакет документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, полностью соответствует положениям статей 169, 171, 172
Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1027146 руб. неправомерен.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

С налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2330/07-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение в суде кассационной инстанции.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ