Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 N А19-27408/06-18-Ф02-4599/07 по делу N А19-27408/06-18 В удовлетворении требований налогового органа о взыскании НДС, пени и налоговых санкций отказано правомерно, поскольку оказанные учреждением услуги направлены на оказание населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, поэтому оно правомерно воспользовалось льготой по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2007 г. N А19-27408/06-18-Ф02-4599/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Новогородского И.Б.,

судей: Евдокимова А.И., Первушиной М.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 19 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27408/06-18 (суд первой инстанции: Сонин А.А.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с
муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ) “Железногорская центральная районная больница“ (далее также - учреждение) налога на добавленную стоимость, пени и налоговых санкций в общей сумме 466471 рубля 68 копеек.

Решением от 19 марта 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 19 марта 2007 года отменить.

По мнению заявителя жалобы, медицинские услуги по проведению осмотров работников сторонних организаций не поименованы в Перечне медицинских услуг, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001.

Заявитель жалобы считает, что налогоплательщиком не представлены документы по раздельному учету реализации медицинских услуг, условия ведения раздельного учета не отражены в учетной политике организации, утвержденной Приказом N 3а от 29.12.2004; что налогоплательщиком не подтверждена обоснованность применения освобождения от налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации медицинских услуг по проведению медицинских осмотров сторонних организаций и других видов услуг в сумме 2109488 рублей.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления от 09.07.2007), вместе с тем, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что МУЗ “Железногорская центральная районная больница“ в налоговую инспекцию по месту учета представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2006 года, в соответствии с которой выручка от осуществления операций, не подлежащих обложения, определена в сумме 2109488 рублей.

Требованием N 02.1-06/19738 от 21.07.2006 МУЗ “Железногорская центральная районная больница“ предложено представить документы, подтверждающие стоимость реализованных товаров, не подлежащих налогообложению, в том числе: лицензию на оказание медицинских услуг; расшифровку выручки по видам оказываемых услуг; копии документов, подтверждающих наличие раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость; договоры, счета-фактуры, платежные поручения, приходные кассовые ордера, книги кассира-операциониста.

По представленным налогоплательщиком декларации и документам налоговой инспекцией проведена камеральная проверка, по результатам которой установлена неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 379708 рублей в результате неправомерного применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением налоговой инспекции N 02.1-432/2164 от 03.10.2006
МУЗ “Железногорская центральная районная больница“ привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 75942 рублей, учреждению предложено уплатить доначисленной налог на добавленную стоимость в размере 379708 рублей и пени в сумме 10281 рубля 68 копеек за несвоевременную уплату налога.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость налоговой инспекцией указаны следующие обстоятельства: непредставление расшифровки по видам оказываемых услуг; отсутствие раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым налогом на добавленную стоимость; занижение налогооблагаемой базы на сумму выручки полученной от оказания медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников сторонних организаций.

Требованиями N 21012, N 2207 от 04.10.2006 учреждению предложено в добровольном порядке уплатить доначисленные суммы налога, пени и штрафа.

В связи с неисполнением указанных требований налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии освобождаются услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством России.

Согласно пункту 1 указанного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001, от
налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что оказанные учреждением услуги направлены на оказание населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, поэтому оно правомерно воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для доначисления учреждению налога на добавленную стоимость, пени и штрафа.

Доводы налоговой инспекции о непредставлении налогоплательщиком расшифровки по видам оказываемых услуг, об отсутствии раздельного учета по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом на добавленную стоимость, с учетом фактических обстоятельств по делу правомерно и обоснованно не признаны судом первой инстанции основанием для доначисления налога и пени, поскольку в соответствии с требованием налоговой инспекции N 02.1-06/19738 от 21.07.2006
учреждением представлены документы, подтверждающие оказание услуг, поименованных в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам кассационного производства по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения от 19 марта 2007 года.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27408/06-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

М.А.ПЕРВУШИНА