Решения и определения судов

Определение ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2007 N А19-12765/06-51-32-Ф02-4622/07 по делу N А19-12765/06-51-32 Суд правомерно возвратил кассационную жалобу заявителю, поскольку налоговый орган по делу выступал в качестве ответчика, следовательно, не подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по проверке законности определения

суда кассационной инстанции

о возвращении кассационной жалобы

от 10 июля 2007 г. Дело N А19-12765/06-51-32-Ф02-4622/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Орлова А.В.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

без извещения лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области на определение о возвращении кассационной жалобы от 28 мая 2007 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-12765/06-51-32-Ф02-3196/07 (судья: Парская Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на решение
от 4 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 5 марта 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-12765/06-51-32.

Определением от 28 мая 2007 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа кассационная жалоба возвращена заявителю.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с жалобой, в которой просит определение от 28 мая 2007 года отменить, принять кассационную жалобу к производству.

Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами заявителя о неправильном применении судом норм материального права, в частности подпункта 5 пункта 1 статьи 10, статей 12, 13, 16 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации“, пункта 1 статьи 30, статей 31, 138, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“.

Заявитель считает, что налоговая инспекция, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляет защиту государственных интересов, интересов бюджета Российской Федерации, следовательно, в любом случае освобождается от уплаты государственной пошлины.

По мнению заявителя жалобы, рекомендации обзора судебной практики Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не являются обязательными, поскольку именно Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полномочен принимать обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации постановления.

Жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность применения норм процессуального права при вынесении определения о возвращении кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.

Кассационная жалоба налоговой
инспекции возвращена на основании пункта 4 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой процессуального права арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.

При решении вопроса о возможности принятия к производству кассационной жалобы суд кассационной инстанции установил, что жалоба подана с нарушением пункта 2 части 4 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 части 4 статьи 277, статьи 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба налоговой инспекции была оставлена без движения в связи с непредставлением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

Определением от 10 мая 2007 года суд кассационной инстанции, оставив жалобу без движения, предложил налоговой инспекции устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, и обеспечить поступление документов в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа до 25 мая 2007 года.

В связи с тем, что в установленный срок налоговая инспекция не представила в суд истребуемых документов, кассационная жалоба возвращена заявителю.

В рассматриваемой жалобе налоговая инспекция указывает, что последняя как государственный орган на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

Данный довод налоговой инспекции является неправомерным и необоснованным.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Следовательно, от уплаты государственной пошлины налоговая инспекция подлежит освобождению исключительно по делам, по которым ей были поданы иски (заявления) в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Иное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит буквальному значению содержащихся в указанной норме материального права слов и выражений.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение налоговой инспекции как государственного органа от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым последняя выступала в качестве ответчика.

Данная позиция нашла свое закрепление в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13 марта 2007 года “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ и в силу абзаца 3 статьи 16 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ подлежит обязательному учету судом кассационной инстанции.

Как установлено судом при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы налоговой инспекции к производству, налоговая инспекция по делу А19-12765/06-51-32 выступала в качестве ответчика, следовательно, не подлежала освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно в соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 277, статьи 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил кассационную жалобу налоговой инспекции без движения, предложил налоговой инспекции устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения.

Не получив от налоговой инспекции истребуемых
документов, суд обоснованно возвратил кассационную жалобу по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, проверив законность определения от 28 мая 2007 года о возвращении кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены указанного судебного акта.

На основании изложенного доводы налоговой инспекции рассмотрены окружным судом и отклонены как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого судебного акта.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает уплату государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом жалобы на определение суда кассационной инстанции о возвращении кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение от 28 мая 2007 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-12765/06-51-32-Ф02-3196/07 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.В.ОРЛОВ

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.И.СМОЛЯК