Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2007 N А19-27219/06-47-Ф02-3992/07 по делу N А19-27219/06-47 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам муниципального образования во исполнение Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 июля 2007 г. Дело N А19-27219/06-47-Ф02-3992/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,


судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение от 21 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27219/06-47 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Иркутскоблгаз“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 430276 рублей 13 копеек убытков, понесенных в связи с предоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам города Ангарска во исполнение Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Ангарского муниципального образования в лице Управления по экономике и финансам.

Решением от 21 марта 2007 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 430276 рублей 13 копеек.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.


В кассационной жалобе на решение от 21 марта 2007 года Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области просит его отменить.

Заявитель считает, что при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права и сделаны выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

По мнению заявителя, суд необоснованно не применил срок исковой давности, пропущенный истцом с января по ноябрь 2003 года.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Иркутскоблгаз“ просит оставить решение от 21 марта 2007 года без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.


Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО “Иркутскоблгаз“ при осуществлении своей деятельности в 2003 году через Ангарский филиал “Ангарскгоргаз“ производило поставку бытового газа населению г. Ангарска с предоставлением субсидий на оплату коммунальных услуг, которые предусмотрены статьей 15.4 Закона Российской Федерации N 4281-1 от 24.12.1992 “Об основах федеральной жилищной политики“ и предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 887 от 02.08.1999.

Согласно Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“, постановлением главы администрации Иркутской области N 116-пг от 31.07.2003 и постановлением мэра Ангарского муниципального образования N 589 от 04.03.2003, между истцом, администрацией Ангарского муниципального образования и Управлением социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования заключен договор N 2/56-03 о порядке компенсации расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.


Согласно условиям договора N 2/56-03 истец обязан производить уменьшение платежей за пользование газом на сумму начисленной субсидии гражданам, имеющим право на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования обязано рассчитывать суммы субсидий и доводить до сведения истца, производить согласование представленных истцом списков граждан, которым были предоставлены субсидии; администрация Ангарского муниципального образования в лице Управления по экономике и финансам обязана обеспечить возмещение расходов истца, связанных с предоставлением субсидий.

В результате предоставления субсидий ОАО “Иркутскоблгаз“ понесло расходы в сумме 430276 рублей 13 копеек.

В подтверждение расходов на заявленную сумму истцом представлены счета-фактуры, акты сверки, списки жильцов, получающих субсидии.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что ОАО “Иркутскоблгаз“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ денежные средства в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления ОАО “Иркутскоблгаз“ субсидий составил 430276 рублей 13 копеек.

Согласно решению Думы Ангарского муниципального образования N 76-15Д(4) от 24.12.2002 “О бюджете Ангарского муниципального образования на 2003 год“ предусмотрена субсидия на реализацию Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в размере 37730000 рублей, исполнение составило 900473 рубля 53 копейки. В частности, ОАО “Иркутскоблгаз“ в 2003 году из местного бюджета перечислено 2762681 рубль 68 копеек, в 2004 году за 2003 год - 250000 рублей.


Во исполнение статьи 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ из федерального бюджета поступали субсидии в размере 15694240 рублей, что подтверждается следующими уведомлениями: N 02-16-05/567 от 06.06.2003, N 02-16-05/608 от 18.06.2003, N 02-16-06/810 от 11.08.2003, N 02-16-05/902 от 08.09.2003, N 02-16-05/956 от 01.10.2003, N 02-16-05/1260 от 24.12.2003. Указанные средства были полностью распределены между получателями, в отношении ОАО “Иркутскоблгаз“ перечислены средства в размере 1100000 рублей. В адрес ОАО “Иркутскоблгаз“ перечислены средства за 2003 год в сумме 4112681 рубля 68 копеек.

Постановлением мэра Ангарского муниципального образования N 589 от 04.03.2003 “Об утверждении порядка возмещения предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ установлено, что предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляют отчет с приложением счета-фактуры на сумму предоставленных субсидий в Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования. В свою очередь, Управление социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования составляет сводный отчет по предоставленным гражданам субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг и подает заявку на финансирование выпадающих доходов в Управление по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования. Управление по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования производит зачисление денежных средств на лицевые счета Управления социальной защиты населения и уведомляет Управление соцзащиты населения о зачислении суммы субсидий.

По утверждению администрации Ангарского муниципального образования, обязанность по распределению средств федерального и местного бюджетов в соответствии с их целевым назначением исполнена надлежащим образом.

В 2003 году в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала Ангарскому муниципальному образованию достаточные для реализации субсидий финансовые средства, возложив бремя расходов на средства местного бюджета. При таких обстоятельствах ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.


Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.

Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и устанавливая субсидии для малоимущих граждан, передала муниципальному образованию недостаточно денежных средств.

Понесенные истцом в 2003 году расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.

Арбитражный суд Иркутской области также обоснованно не принял во внимание возражения ответчика о применении срока исковой давности.


Принятое по делу решение от 21 марта 2007 года является законным, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-27219/06-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА


Л.М.СОКОЛОВА