Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2007 N А33-11837/06-Ф02-3012/07 по делу N А33-11837/06 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по проезду граждан на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, так как неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации убытков, которые подлежат возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 июня 2007 г. Дело N А33-11837/06-Ф02-3012/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2007 года по делу N А33-11837/06 (суд первой инстанции: Шуваева Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Агентству социальной защиты населения администрации Красноярского края, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в
сумме 3672252 руб. 4 коп., возникших в связи с невозмещением из федерального бюджета льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, предоставленных железной дорогой в соответствии Федеральным законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определением от 21.08.2006 производство по делу в отношении Агентства социальной защиты населения администрации Красноярского края прекращено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края.

Определением от 28.08.2006 в отдельное производство выделены исковые требования открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала - Красноярская железная дорога (г. Красноярск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по проезду граждан на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В рамках дела N А33-11837/06 были рассмотрены исковые требования открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала -Красноярская железная дорога (г. Красноярск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по проезду граждан на основании Федерального закона “О ветеранах“ в сумме 720666 руб. 70 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2007 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “РЖД“ взысканы убытки в сумме 720666 руб. 70 коп.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом,
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2007 года и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя жалобы, истцом не представлены доказательства, подтверждающие размер убытков, Министерство финансов не является надлежащим органом, имеющим полномочия по представлению Российской Федерации, интересы Российской Федерации по данному спору должно представлять Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

ОАО “РЖД“ в отзыве на кассационную жалобу высказало свои возражения относительно доводов жалобы.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО “РЖД“ заявлено требование о взыскании стоимости оказанных услуг от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, за период с 01.07.2003 по 30.11.2003.

Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности размера не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, считает их обоснованными и правомерными.

Пункт 25 *** статьи 14 Федерального закона “О ветеранах“ устанавливает право на бесплатный проезд инвалидов 1 и 2 групп один раз в год (туда и обратно), по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.

Подпунктом 1(а) пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ установлено, что за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы
на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов (действие данного постановления продлено на 2003 год постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80).

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5, 6 названных Правил финансирование расходов, связанных с возмещением транспортным организациям средств, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Министерством финансов Российской Федерации средства транспортным организациям, непосредственно осуществляющим перевозку ветеранов, по предъявлении указанными организациями соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы. Оплата производится в пределах выделенных
на указанные цели органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств по мере их поступления.

Порядок выплаты ежегодных денежных компенсаций расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов инвалидам из числа ветеранов определяется в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Арбитражный суд Красноярского края пришел к правомерному выводу о том, что обязательства по возмещению расходов, понесенных транспортными предприятиями на реализацию льгот ветеранам, приняла на себя Российская Федерация.

На органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации возложены специальные федеральные полномочия: в соответствии с заключаемыми с транспортными организациями договорами и на основании актов сверки производить перечисление средств транспортным организациям в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета (пункт 6 Правил).

В связи с этим Российская Федерация не возложила на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Минтруда Российской Федерации обязательство по возмещению расходов, а лишь уполномочила функциями, направленными на исполнение своего обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральными законами “О ветеранах“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации убытков, которые подлежат возмещению.

В соответствии с требованиями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В
абзаце 1 пункта 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Состав государственной казны определен пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации являются обоснованными.

Поскольку при принятии решения Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков, оснований для
переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.

Доводы заявителя судом кассационной инстанции не принимаются как необоснованные.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2007 года по делу N А33-11837/06 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2007 года по делу N А33-11837/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА