Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2007 по делу N А56-48707/2005 При определении суммы пеней, подлежащей взысканию с железной дороги за просрочку доставки 86 вагонов зерна, суд необоснованно применил положение Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом об увеличении на двое суток срока доставки груза, перевозимого на расстояние до 1000 км, поскольку названное положение подлежит применению только в отношении грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2007 года Дело N А56-48707/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Афанасьева С.В., Шпачевой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Псковский мелькомбинат“ Чистоборского И.А. (доверенность от 31.12.2006 N И-2/2007), от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Кудряшова С.В. (доверенность от 21.12.2006 N 11/3-75), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью “Псковский мелькомбинат“ и открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу N А56-48707/2005 (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Горбик В.М.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Псковский мелькомбинат“ (далее
- ООО “Псковский мелькомбинат“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) о взыскании, с учетом уменьшения размера требований, 398868 руб. 41 коп. пеней за просрочку доставки груза в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Решением суда от 21.02.2006 с ОАО “РЖД“ в пользу ООО “Псковский мелькомбинат“ взыскано 150000 руб. пеней с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В остальной части иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2006 решение от 21.02.2006 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При новом рассмотрении дела ООО “Псковский мелькомбинат“ уточнило заявленные требования и просило взыскать с ОАО “РЖД“ пени в сумме 393827 руб. 87 коп.

Решением от 17.01.2007 с ОАО “РЖД“ в пользу ООО “Псковский мелькомбинат“ взыскано 369454 руб. 43 коп., в остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2007 решение изменено: с ОАО “РЖД“ в пользу ООО “Псковский мелькомбинат“ взыскано 347385 руб. 44 коп. пеней, в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе ООО “Псковский мелькомбинат“ просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправомерное применение судом подпункта 5.8 пункта 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), для расчета нормативного срока доставки груза при повагонных отправках, а решение суда первой инстанции от 17.01.2007 - оставить в силе, полагая его правомерным.

ОАО “РЖД“ в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части взыскания с ответчика пеней в сумме 8640
руб. за просрочку доставки груза по накладной N 714824, ссылаясь на несоответствие выводов суда в этой части фактическим обстоятельствам. Кроме того, ОАО “РЖД“ ссылается на необоснованное неприменение судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители ОАО “РЖД“ и ООО “Псковский мелькомбинат“ поддержали свои кассационные жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с 08.10.2004 по 12.01.2005 в адрес ООО “Псковский мелькомбинат“ было отгружено зерно, которое было принято к перевозке ответчиком по 42 железнодорожным накладным (листы дела 18, 23 - 73, том 1).

Ссылаясь на то, что 86 вагонов с грузом по данным накладным в нарушение статьи 33 Устава железнодорожного транспорта прибыли на станцию назначения за пределами установленных сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, ООО “Псковский мелькомбинат“ обратилось к ОАО “РЖД“ с соответствующей претензией от 14.02.2005 N 213 (лист дела 8, том 1).

В связи с отклонением ОАО “РЖД“ данной претензии ООО “Псковский мелькомбинат“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.

Суд первой инстанции, проверив представленный расчет просрочки доставки
груза и придя к правомерному выводу о том, что истец неверно исчислил пени, подлежащие уплате за просрочку доставки груза по накладной N ЭЗ011167, а также установив, что при доставке груза по ряду накладных на станцию Жигулевское море просрочка доставки допущена не была, частично удовлетворил заявленные требования.

При этом суд не усмотрел оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кассационная инстанция считает этот вывод суда соответствующим материалам дела и также не усматривает в данном случае наличия каких-либо оснований для уменьшения заявленной суммы неустойки, в том числе ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что к исчислению просрочки доставки груза по накладным N 7357794, N 778028 и N 799012 подлежит применению подпункт 5.8 пункта 5 Правил, в соответствии с которым сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на 2 суток при перевозке грузов на расстояние до 1000 км. Суд также указал, что в отношении груза, перевозимого по накладной N 714824, подпункт 5.8 пункта 5 Правил неприменим, поскольку из этой накладной невозможно установить расстояние, на которое был перевезен груз.

Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в силу следующего.

Согласно подпункту 5.8 пункта 5 Правил сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на 2 суток - при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.

Из системного толкования пункта 2
и подпункта 5.8 пункта 5 Правил следует, что нормативный срок доставки грузов подлежит увеличению только при перевозке грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах: на 2 суток - при перевозке на расстояние до 1000 км, на 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км.

При таком положении кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу N А56-48707/2005 отменить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2007 по делу N А56-48707/2005 оставить в силе.

Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в пользу общества с ограниченной ответственностью “Псковский мелькомбинат“ 1000 руб. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.

Председательствующий

МАТЛИНА Е.О.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ШПАЧЕВА Т.В.