Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.05.2007 N А19-25412/06-56-Ф02-2763/07 по делу N А19-25412/06-56 Суд правомерно частично признал незаконным решение налогового органа о взыскании НДС, пени и штрафа, поскольку оказанные учреждением услуги направлены на оказание населению амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, поэтому оно правомерно воспользовалось льготой по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 мая 2007 г. Дело N А19-25412/06-56-Ф02-2763/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Косачевой О.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Карнауховой Н.Б. (доверенность от 13.04.2007),

НУЗ “Узловая больница на станции Вихоревка ОАО “РЖД“ - Тарасенко Н.А. (доверенность от 30.11.2006), Ввозных Т.Ю. (доверенность от 30.11.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на
решение от 11 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25412/06-56 (суд первой инстанции: Загвоздин В.Д.),

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное учреждение здравоохранения “Узловая больница на станции Вихоревка открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) от 16.10.2006 N 02.2-05.1-1338/2353.

Решением от 11 января 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано незаконным в части уплаты: налоговых санкций в сумме 58097,40 рубля, налога на добавленную стоимость в размере 290488 рублей, пени в сумме 9713,92 рубля. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда в обжалуемой части, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с неправильным применением подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года.

В ходе проверки установлено занижение налоговой базы на 1614921 рубль в результате неправомерного применения налогоплательщиком права на освобождение
от налогообложения налогом на добавленную стоимость оказанных услуг по проведению предварительных и периодических медосмотров, а также предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

По результатам проверки вынесено решение от 16.10.2006 N 02.2-05.1-1338/2353 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 58137 рублей и предложено уплатить указанную сумму штрафа, недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 290686 рублей и пени в сумме 9720,54 рубля.

Считая указанное решение инспекции незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования учреждения в обжалуемой части, суд обоснованно исходил из следующего.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.

Согласно утвержденному постановлением Госстандарта России N 454-ст от 06.11.2001 “Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности“ к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки).

В целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому постановлением Правительства
Российской Федерации N 132 от 20.02.2001; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Согласно указанному Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, к таковым относятся, в том числе, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи“ амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает, в том числе, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, а также клинико-экспертную деятельность, включая экспертизу временной нетрудоспособности.

Материалами дела подтверждается, что учреждением по договорам с предприятиями оказывались услуги по предварительным и периодическим осмотрам, медицинским осмотрам, профилактическим осмотрам работников декретированных групп, ежедневным предрейсовым медицинским осмотрам водителей. Оплата оказанных услуг производилась заказчиками по счетам-фактурам, выставляемым на основании актов сдачи-приемки на выполнение медицинских услуг. Полученный доход не включался учреждением в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163
от 28.06.1993, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93).

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом власти в области соответствующего вида транспорта (статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.

Кроме того, согласно пункту 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 9 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555) предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи.

Средние медицинские работники и инспекторы осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей.

Согласно пункту 4 Инструкции при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе, решается вопрос о выявлении признаков временной нетрудоспособности водителей.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 “Об утверждении порядка
организации оказания первичной медико-санитарной помощи“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 предрейсовые медицинские осмотры водителей относятся к услугам по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемым населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Министерство здравоохранения Российской Федерации постановлением N 87 от 30.04.2003 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.2.1317-03“, зарегистрированным в Минюсте РФ 20.05.2003 N 4576, утвердило профилактические мероприятия, в которые входит обследование декретированных контингентов, проводящееся в соответствии с нормативными документами по месту работы или жительства с обязательной отметкой в санитарной книжке в лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров Госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке. Организация обследований декретированных контингентов и обслуживающего персонала возложена на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Данным нормативным актом определен перечень работников, относящихся к декретированной группе работников.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 83 от 16.08.2004 в Приложении N 3 установлен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, из которого следует, что предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу своей целью имеют определение соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе, а периодические медицинские осмотры (обследования) - динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска; выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на
сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Как предварительные, так и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Следовательно, указанная выше деятельность органов здравоохранения согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежит лицензированию в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 “Об организации лицензирования медицинской деятельности“, зарегистрированным в Минюсте РФ 11 октября 2002 года N 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (в редакции, действовавшей в спорный период времени), в которой за N 06.33 названы работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, за N 06.034 названы работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что медицинские осмотры, проводимые при поступлении на работу, периодические (очередные, внеочередные) медицинские осмотры работников декретированных групп, предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговой инспекцией, что учреждение имеет лицензию N 99-01-000638 от 16.11.2004 на осуществление медицинской деятельности согласно перечню работ и услуг по оказанию медицинской помощи, перечисленной в приложении к данной лицензии, в числе которой учреждение имеет право на выполнение работ по оказанию услуг по периодическим и медицинским осмотрам, предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, исследовал имеющиеся в дела доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что оказанные учреждением услуги направлены на оказание населению амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, поэтому оно правомерно воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного у инспекции отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого ненормативного правового акта в обжалуемой части.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 рублей.

Таким образом, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25412/06-56 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в доход федерального бюджета государственную
пошлину в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

Н.М.ЮДИНА