Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2007 N А19-22163/06-21-04АП-218/06-Ф02-2537/07 по делу N А19-22163/06-21 Судебные акты о признании незаконным постановления органа по финансовому мониторингу о взыскании штрафа за неисполнение организацией законодательства в части организации внутреннего контроля отменены, поскольку предметом деятельности заявителя является посредническая и торгово-закупочная деятельность, в том числе внешнеэкономическая, не запрещенная действующим законодательством и обеспечивающая получение прибыли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 мая 2007 г. Дело N А19-22163/06-21-04АП-218/06-Ф02-2537/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу на постановление от 29 января 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-22163/06-21-04АП-218/06 (суд первой инстанции: Стрижова Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Шелеховский жилищный фонд“ (ООО “Шелеховский жилищный фонд“, общество) обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2006 N 02-06/129П Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу (Росфинмониторинг, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 15 ноября 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, Росфинмониторинг обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое судебное решение, отказав в удовлетворении требований общества.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда об отсутствии в действиях ООО “Шелеховский жилищный фонд“ состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку обжалуемым постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2007 года оставлено без изменения решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2006 года, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность и названного решения.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 18464 от 19.04.2007, N 18465 от 23.04.2007), своих представителей в судебное заседание не направили,
в связи с чем дело слушается без их участия.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Шелехова совместно с сотрудником ОБЭП Шелеховского ГОВД в порядке надзора проведена проверка исполнения обществом законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

По результатам проверки выявлен факт отсутствия у ООО “Шелеховский жилищный фонд“ Правил внутреннего контроля и программы осуществления внутреннего контроля, а также специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил, не назначены. Кроме того, обществом не осуществлена постановка на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По факту нарушения обществом положений пунктов 2, 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ прокурором в отношении ООО “Шелеховский жилищный фонд“ вынесено постановление от 26.06.2006 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление направлено для рассмотрения в Росфинмониторинг.

Постановлением административного органа от 15.09.2006 N 02-06/129П ООО “Шелеховский жилищный фонд“ привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 750 минимальных размеров оплаты труда, что составило 75000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Арбитражные суды двух инстанций, удовлетворяя
заявленные требования, исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях ООО “Шелеховский жилищный фонд“ состава вменяемого правонарушения, поскольку доказательства фактического осуществления обществом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи в материалы не представлены.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (Закон N 115-ФЗ).

Пунктом 9 статьи 7 названного Закона установлено, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту “д“ пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“ предусмотрено, что Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления.

Из анализа правового смысла и буквального содержания указанных выше норм усматривается, что предусмотренная названным законодательством обязанность по
разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также по постановке на учет в уполномоченном органе, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО “Шелеховский жилищный фонд“ осуществляет в числе видов экономической деятельности предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом: деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества (л.д. 46). Пунктом 2.5 Устава общества предусмотрено, что предметом деятельности общества является посредническая и торгово-закупочная деятельность, а также любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные действующим законодательством и обеспечивающие получение прибыли (л.д. 8).

Арбитражными судами двух инстанций данные обстоятельства не приняты во внимание.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного
органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В нарушение указанной нормы арбитражным судом первой инстанции названные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, не установлены. Судом апелляционной инстанции не учтено неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 ноября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 29 января 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-22163/06-21-04АП-218/06 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

Л.И.СМОЛЯК