Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2007 N А33-18267/04-С2-Ф02-1845/07 по делу N А33-18267/04-С2 Учитывая, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только в случае нарушения им законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а в данном случае судом установлено отсутствие у заявителя законных прав на спорные объекты недвижимости, суд правомерно отказал в признании актов органа по управлению государственным имуществом в указанной части недействительными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 апреля 2007 г. Дело N А33-18267/04-С2-Ф02-1845/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей Красноярской региональной организации “Общероссийская общественная организация “Всероссийское общество инвалидов“ - Кузнецова В.И. (доверенность от 04.12.2006), Кондратенко В.В. (доверенность от 09.04.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Красноярской региональной организации “Общероссийская общественная организация “Всероссийское общество инвалидов“ на решение от 21 декабря 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18267/04-С2 (суд первой инстанции: Петроченко Г.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Красноярская региональная организация “Общероссийская общественная организация “Всероссийское общество
инвалидов“ (Всероссийское общество инвалидов, организация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными приказов Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом (Комитет, КУГИ) от 22.05.2003 N 11-342п “О государственной собственности Красноярского края“ и от 16.12.2003 N 07к-1124п “О закреплении на праве оперативного управления“.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом на Управление имущественных отношений Красноярского края.

Решением суда от 14 июня 2005 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 2 ноября 2005 года решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2006 года решение от 14 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 2 ноября 2005 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение.

Судом кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство представителя Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края о замене ответчика - Управления имущественных отношений Красноярского края на Агентство по управлению краевым имуществом Красноярского края (Агентство).

Арбитражным судом Красноярского края в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью “Центр социально-трудовой реабилитации инвалидов“.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена процессуальная замена третьего лица государственного учреждения “Краевой центр срочного социального обслуживания“ на краевое государственное учреждение социального обслуживания “Комплексный центр социального обслуживания населения“.

Решением суда первой инстанции от 21 декабря 2006 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными приказы Краевого комитета по управлению
государственным имуществом от 22.05.2003 N 11-342п “О государственной собственности Красноярского края“, от 16.12.2003 N 07к-1124п “О закреплении на праве оперативного управления“ в части объектов недвижимости по адресу: город Красноярск, улица Чернышевского, 51 “а“, литер Б, литер В4. В остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Всероссийское общество инвалидов обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии у организации права на обращение в суд с заявлением о признании недействительными названных приказов Комитета в части объектов недвижимости по адресу: город Красноярск, улица Чернышевского, 51 “а“, нежилое одноэтажное здание (лит. В) общей площадью 18,7 кв.м, нежилое одноэтажное здание (лит. В1, В2, В3, В5, В6) общей площадью 524,7 кв.м, нежилое одноэтажное здание (лит. В7) общей площадью 140,6 кв.м, на которые решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2006 года по делу N А33-4214/06 отказано в признании права собственности организации.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не исследованы обстоятельства и основания, по которым спорные объекты недвижимости признаны Комитетом государственной собственностью. Выводы суда, как считает Всероссийское общество инвалидов, сделаны без учета того, что переданное имущество находится во владении организации на законных основаниях, а также без учета наличия доказательств перестройки, перепланировки и значительных изменений этого имущества за счет организации.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Представители Всероссийского общества
инвалидов в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 апреля до 11 часов 00 минут 19 апреля 2007 года.

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 28.02.1992 Правительством Российской Федерации принято распоряжение N 386-р, которым в целях создания необходимых условий для проводимой Всероссийским обществом инвалидов работы по поддержанию жизненного уровня инвалидов, а также в связи с ухудшением финансового положения этого общества, вызванным либерализацией цен и отсутствием необходимой базы для производственно-хозяйственной деятельности, предписано Госкомимуществу России рассмотреть в 2-месячный срок подготовленный Всероссийским обществом инвалидов перечень государственных предприятий с целью безвозмездной передачи их указанному обществу в установленном порядке. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывать необходимую помощь организациям и предприятиям Всероссийского общества инвалидов в их финансово-хозяйственной деятельности.

28.06.1992 Правительством Российской Федерации принято постановление N 450 “О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Красноярского края“, в соответствии с приложением N 1 которого в число названных предприятий вошла Красноярская фабрика бытовых товаров.

В соответствии с протоколом общего собрания трудового коллектива Красноярской фабрики бытовых товаров от
05.10.1992 был рассмотрен вопрос “О безвозмездной передаче Красноярской фабрики бытовых товаров в собственность Красноярского краевого правления Всероссийского общества инвалидов“. Как указано в протоколе, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.1992 N 386-р и письмом Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 17.08.1992 N ДВ-2/5337 предложено безвозмездно передавать с согласия трудового коллектива государственные предприятия в установленном порядке Всероссийскому обществу инвалидов. Общим собранием принято решение о даче согласия на безвозмездную передачу фабрики в собственность Краевого правления Всероссийского общества инвалидов.

Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 29.12.1992 N 215-01 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.1992 N 386-р, письма Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 23.03.1992 N ДВ-1189 и решения трудового коллектива (протокол общего собрания от 05.10.1992), Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ принято решение о ликвидации как юридических лиц государственных предприятий - Красноярской фабрики бытовых товаров и Березовской мебельной фабрики и о передаче имущества указанных предприятий безвозмездно на баланс Красноярского краевого правления Всероссийского общества инвалидов.

В соответствии с этим постановлением по состоянию на 01.01.1993 составлен акт передачи основных фондов государственного предприятия “Красноярская фабрика бытовых товаров“ на баланс Красноярского краевого правления Всероссийского общества инвалидов, утвержденный председателем Краевого комитета по управлению государственным имуществом 26.03.1993. По указанному акту переданы основные фонды по балансовой стоимости на сумму 7267000 рублей и незавершенное строительство корпуса с учетом переоценки на сумму 19892000 рублей.

Согласно свидетельству на право пользования земельным участком от 11.01.1993, Красноярской фабрике бытовых товаров был выделен земельный участок под территорию производственной базы площадью 8386,4 кв.м, расположенный по адресу: город
Красноярск, улица Чернышевского, 53.

Постановлением Президиума краевого правления Всероссийского общества инвалидов от 27.04.1993 принято решение о принятии согласно акту передачи от 26.03.1993 на баланс краевого правления Всероссийского общества инвалидов основных фондов по балансовой стоимости на сумму 7267000 рублей и незавершенного строительства корпуса с учетом переоценки на сумму 19892000 рублей.

По акту от 27.04.1993 основные фонды переданы с баланса Красноярского краевого правления Всероссийского общества инвалидов на баланс Центра социально-трудовой реабилитации инвалидов Красноярского краевого правления Всероссийского общества инвалидов, в том числе основные фонды по балансовой стоимости на сумму 7267000 рублей, незавершенное строительство корпуса с учетом переоценки на сумму 19892000 рублей.

По акту приемки-передачи основных средств на основании приказа от 20.03.2003 N 9-36 Центру социально-трудовой реабилитации инвалидов и пенсионеров передано незавершенное строительство площадью 4500 кв.м, расположенное по адресу: город Красноярск, ул. Чернышевского, 53.

22.05.2003 Краевым комитетом по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края издан приказ N 11-342п о том, что объектами государственной казны Красноярского края следует считать имущество, расположенное по адресу: город Красноярск, улица Чернышевского, 51 “а“, а именно: нежилое четырехэтажное здание (лит. Б) общей площадью 4447,9 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В) общей площадью 18,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В4) общей площадью 133,5 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В1, В2, В3, В5, В6) общей площадью 524,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В7) общей площадью 140,6 кв.м.

Право государственной собственности Красноярского края на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.

Приказом Краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации
Красноярского края от 16.12.2003 N 07к-1124п за государственным учреждением “Краевой центр срочного социального обслуживания“ названные объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышевского, 51 “а“, закреплены на праве оперативного управления.

Право оперативного управления за государственным учреждением “Краевой центр срочного социального обслуживания“ зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно справке ФГУП “Ростехинвентаризация“ филиала по Красноярскому краю N 2400/5776-4 от 16.05.2005, первичная инвентаризация объектов по адресу: город Красноярск, ул. Чернышевского, 51 “а“, проводилась на 21.02.2002, какие-либо документы, содержащие данные о собственнике, годе ввода в эксплуатацию, присвоении адреса, отсутствуют. По адресу: город Красноярск, ул. Чернышевского, 53, на технический учет поставлен жилой дом, его основная техническая инвентаризация производилась 20.08.1959. Справки об адресации объектов датированы 08.07.2003.

Согласно актам проверки от 16.07.2004, от 07.06.2005, указанные выше объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Красноярск, улица Чернышевского, 51 “а“, огорожены забором с автоматическими раздвижными воротами, доступ на территорию невозможен, территория охраняется, объекты находятся во владении организации Всероссийского общества инвалидов.

Организация, полагая, что приказы Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом “О государственной собственности Красноярского края“ N 11-342п от 22.05.2003 и “О закреплении на праве оперативного управления“ N 07-1124п от 16.12.2003 не соответствуют закону и нарушают ее права и охраняемые законом интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, принял во внимание наличие преюдициального значения для данного дела вступившего в законную силу решения от 15 июня 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4214/06, которым признано право собственности Красноярской региональной организации “Общероссийская общественная организация “Всероссийское общество инвалидов“ на
следующие объекты недвижимости, находящиеся по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышевского, дом 51 “а“: незавершенное строительством нежилое 4-этажное здание (лит. Б) общей площадью 4447,9 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В4) общей площадью 133,5 кв.м. В связи с этим суд признал оспариваемые акты в части указанных объектов не соответствующими статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушающими права собственника имущества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными ненормативных актов в части распоряжения остальными названными объектами недвижимости, суд исходил из недоказанности законных прав заявителя на эти объекты.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального права и постановленными с соблюдением норм процессуального права.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных органов входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), лежит на органе, принявшем решение.

Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем акт.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании
ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: нарушения данными актами законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствия данных актов закону (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд первой инстанции правомерно признал наличие преюдициального значения при рассмотрении данного спора обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2006 года по делу N А33-4214/06 по иску Красноярской региональной организации “Общероссийская общественная организация “Всероссийское общество инвалидов“ к Управлению имущественных отношений администрации Красноярского края о признании права собственности на объекты недвижимости по адресу: город Красноярск, улица Чернышевского, 51 “а“, нежилое четырехэтажное здание (лит. Б) общей площадью 4447,9 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В) общей площадью 18,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В4) общей площадью 133,5 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В1, В2, В3, В5, В6) общей площадью 524,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В7) общей площадью 140,6 кв.м.

Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя решением от 15.06.2006 исковые требования в части требований о признании права собственности на переданные истцу объекты, исходил из того, что спорное имущество числилось за государственным предприятием “Красноярская фабрика бытовых товаров“ и было передано Красноярскому краевому правлению Всероссийского общества инвалидов в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РСФСР “О собственности в РСФСР“, статьей 102 Гражданского кодекса РСФСР,
подтверждается имеющимся в материалах дела актом от 23 марта 1993 года. Таким образом, суд установил наличие права собственности организации на переданное ей имущество в соответствии с действовавшим в тот период законодательством.

Суд отказал в признании права собственности истца на вновь возведенные объекты: нежилое одноэтажное здание (лит. В) общей площадью 18,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В1, В2, В3, В5, В6) общей площадью 524,7 кв.м; нежилое одноэтажное здание (лит. В7) общей площадью 140,6 кв.м, так как не представлены доказательства выделения истцу по делу земельного участка под строительство объектов, строительства указанных объектов, сдачи-приемки данных объектов в эксплуатацию, государственной регистрации за истцом права собственности на вновь созданные объекты в порядке, определенном действующим законодательством. Из представленных истцом документов о строительстве за период с 1993 по 2001 годы суд счел невозможным сделать вывод о том, по каким именно объектам осуществлялась строительная деятельность и закончено ли было само строительство. Суд признал недоказанным истцом факт создания новых объектов, их строительства и сдачи в эксплуатацию в порядке, определенном действующим законодательством.

Данное решение суда вступило в законную силу, оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15 сентября 2006 года и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2006 года по результатам рассмотрения жалоб Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края.

Всероссийским обществом инвалидов данное решение не обжаловалось. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При таких условиях судом правомерно не принят во внимание довод организации о том, что спорное имущество находится в ее владении на законных основаниях, а также о наличии доказательств перестройки, перепланировки и значительных изменений этого имущества за счет организации.

Учитывая, что ненормативный правовой акт органов местного самоуправления может быть признан недействительным только в случае нарушения им законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а в данном случае судом установлено отсутствие у организации законных прав на спорные объекты недвижимости, суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в признании актов КУГИ в указанной части недействительными.

В связи с этим обстоятельства и основания, по которым спорные объекты недвижимости признаны Комитетом государственной собственностью, не могут иметь правового значения в рассматриваемом случае.

При этом не может быть принято во внимание как основание для отмены судебного акта ошибочное указание судом на отсутствие у заявителя права на обращение в суд с заявлением об оспаривании в указанной части ненормативных актов, поскольку данное обстоятельство не повлекло принятие неправильного решения по существу.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду по делу N А33-18267/04-С2.

Решение от 21 декабря 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-18276/04-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА