Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 N А19-16643/06-21-36-Ф02-739/07 по делу N А19-16643/06-21-36 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа об отказе в зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 марта 2007 г. Дело N А19-16643/06-21-36-Ф02-739/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Косачевой О.И., Скубаева А.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 21 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 12 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16643/06-21-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Буяновер П.И., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное
предприятие муниципального образования “Город Тулун“ “Инженерные сети“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения N 26/14513 от 22.06.2006 об отказе в зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 250105 рублей, и обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Решением суда первой инстанции от 21 сентября 2006 года заявленные предприятием требования удовлетворены

Постановлением апелляционной инстанции от 12 декабря 2006 года решение суда первой инстанции от 21 сентября 2006 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование носят персонифицированный характер и имеют отличную от налогов социально-правовую природу, следовательно, они не являются налоговыми платежами и нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, к ним не могут быть применены.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 95928 от 08.02.2007, N
95927 от 16.02.2007), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 26.04.2006 N 1004 и N 1005 предприятие уплатило страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере 250105 рублей.

Предприятие неоднократно обращалось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов либо зачете этих сумм в счет уплаты страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии (05.05.2005, 04.08.2005, 30.11.2005, 06.06.2006).

Налоговая инспекция письмом от 22.06.2006 N 26/14513 отказала предприятию в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ссылаясь на отсутствие полномочий в произведении данных зачетов.

Предприятие, не согласившись с отказом налоговой инспекции, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании решения налогового органа от 22.06.2006 N 26/14513 незаконным и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения заявителя.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований предприятия, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно исходил из того, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат зачету или возврату в порядке, установленном статьей 78
Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами
в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о проведении возврата (зачета) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.

На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы и изменения или отмены судебных актов, вынесенных по настоящему спору.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 12 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16643/06-21-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

А.И.СКУБАЕВ