Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2007 N А69-1438/06-8(11)-Ф02-512/07 по делу N А69-1438/06-8(11) Судебные акты об отказе в возмещении ущерба, причиненного в результате затопления земель, отменены, поскольку судебные акты затрагивают права и законные интересы юридического лица, однако судом не рассматривался вопрос о привлечении этого юридического лица к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены этих актов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 февраля 2007 г. Дело N А69-1438/06-8(11)-Ф02-512/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя администрации муниципального района “Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва“ - Филева С.А. (доверенность от 07.08.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района “Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва“, администрации муниципального района “Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва“ на решение от 6 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 3 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1438/06-8(11) (суд первой инстанции: Санчат Э.А.; суд
апелляционной инстанции: Ажи В.А., Чамзы-Ооржак А.Х., Павлов А.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района “Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва“ (администрация Улуг-Хемского кожууна) и администрация муниципального района “Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва“ (администрация Чаа-Хольского кожууна) обратились в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконными действий Правительства Республики Тыва (Правительство) по погашению долга открытого акционерного общества “Тываэнерго“ (ОАО “Тываэнерго“) в сумме 9500000 рублей перед открытым акционерным обществом “Саяно-Шушенская ГЭС“ (ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“, общество) за счет денежных средств, предназначенных для компенсационных выплат районам, пострадавшим от затопления водохранилищем общества, и обязании Правительства устранить допущенные нарушения и перечислить в бюджеты Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов денежные средства в сумме 9500000 рублей равными частями по 4750000 рублей.

Решением суда от 6 сентября 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31 октября 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Улуг-Хемского кожууна и администрация Чаа-Хольского кожууна обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят судебные акты отменить по мотивам неправильного применения норм бюджетного законодательства, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и дело направить на новое рассмотрение.

Заявители кассационной жалобы считают необоснованным вывод суда двух инстанций о том, что непосредственным получателем компенсационных выплат является Правительство, следовательно, исключительно оно обладает правом по распоряжению этими средствами бюджета.

Как считают администрации, материалы дела свидетельствуют о том, что данные компенсации носили целевой характер - возмещение ущерба, причиненного в результате затопления земель Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов Республики Тыва, улучшение экономической и социальной ситуации в указанных районах. Таким образом, своими действиями Правительство допустило нарушение норм бюджетного законодательства, в частности
принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 95312, 95017 от 08.02.2007, N 95313 от 09.02.2007, N 95014, 95015 от 05.02.2007, N 95016 от 06.02.2007).

Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 22 февраля до 11 часов 30 минут 26 февраля 2007 года.

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 25.04.2005 между Правительством и ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“ заключен договор, в соответствии с которым общество обязалось выплатить Республике Тыва компенсационные выплаты в размере 20000000 рублей в счет возмещения потерь от затопленных водохранилищем Саяно-Шушенской ГЭС земель сельскохозяйственного назначения на территории двух кожуунов (районов) Республики Тыва.

Постановлением Правительства от 20.05.2005 N 647 “О распределении компенсационных выплат Республике Тыва, осуществляемых ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“ в 2005 году“ компенсационные выплаты для выполнения мероприятий по зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС и на инвестиционные цели в размере 5000000 рублей распределены следующим образом: администрации Улуг-Хемского кожууна - 2500000 рублей, администрации Чаа-Хольского кожууна - 2500000 рублей.

Арбитражным судом установлено, что
остальные денежные средства направлены Правительством на погашение задолженности ОАО “Тываэнерго“ перед обществом.

Полагая, что действия Правительства по погашению долга ОАО “Тываэнерго“ в сумме 9500000 рублей перед обществом за счет денежных средств, предназначенных для компенсационных выплат районам, пострадавшим от затопления водохранилищем Саяно-Шушенской ГЭС, нарушают права и законные интересы муниципальных районов, администрации Улуг-Хемского кожууна и Чаа-Хольского кожууна обратились в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд двух инстанций исходил из того, что поскольку согласно договору от 25.04.2005 компенсационные выплаты направляются Республике Тыва и являются доходами республиканского бюджета, то правом по распоряжению средствами бюджета в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации обладает исключительно распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае Правительство Республики Тыва.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Тыва недостаточно обоснованными установленными по делу фактическими обстоятельствами дела и постановленными с существенным нарушением процессуальных норм.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть обязательно указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

Судом первой и апелляционной инстанций в нарушение статей 15, 71, 170 не указаны мотивы и доказательства, на основании которых сделан вывод о том, что спорные компенсационные выплаты являются доходами республиканского бюджета.

Вывод суда двух инстанций, что остальные денежные средства (за исключением 5000000 рублей, распределенных между Улуг-Хемским и Чаа-Хольским муниципальными районами) направлены Правительством на погашение задолженности ОАО “Тываэнерго“ перед обществом, сделан без учета следующего.

Согласно договорам N 108/2005-604 от 29.09.2005 (л.д. 8, т. 1), N 105/2005-629 от 14.10.2005 (л.д. 10, т. 1), N 105/2005-699 от 01.12.2005 (л.д. 12, т. 1), ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“ переводит, а ОАО “Тываэнерго“ принимает на себя долг перед Республикой Тыва в сумме 500000 рублей, 4500000 рублей, 2000000 рублей соответственно.

В заявлении администраций в арбитражный суд также имеется ссылка на указанные договоры и на договор N 108/2005-494 от 23.08.2005, по которым, по мнению заявителей, денежные средства в сумме 9500000 рублей направлены Правительством на погашение путем взаимозачетов задолженности ОАО “Тываэнерго“ перед ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“.

Однако в нарушение статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства не были предметом исследования Арбитражным судом Республики Тыва.

Кроме того, как следует из заявления администраций в арбитражный суд, заявителями оспариваются действия Правительства по
погашению долга ОАО “Тываэнерго“ в сумме 9500000 рублей перед ОАО “Саяно-Шушенская ГЭС“ за счет денежных средств, предназначенных для компенсационных выплат Улуг-Хемскому и Чаа-Хольского районам, пострадавшим от затопления водохранилищем общества, и обязании Правительства устранить допущенные нарушения и перечислить в бюджеты районов данные денежные средства.

Таким образом, рассматриваемые судебные акты затрагивают права и законные интересы ОАО “Тываэнерго“, однако судом не рассматривался вопрос о привлечении ОАО “Тываэнерго“ к участию в деле, что в силу пункта 4 части 4 статьи 288 Кодекса является безусловным основанием для отмены этих судебных актов.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Тыва подлежат отмене на основании частей 1, 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 6 сентября 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 3 ноября 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1438/06-8(11) отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА