Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2007 N Ф04-208/2007(234-А27-37) по делу N А27-5584/2007-5 Непредставление исполнительным органом государственной власти документов, подтверждающих право собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, является основанием для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации указанного права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2007 г. N Ф04-208/2007(234-А27-37)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества по Кемеровской области на постановление апелляционной инстанции от 25.09.2007 по делу N А27-5584/2007-5 по заявлению Территориального управления Росимущества по Кемеровской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области с участием в качестве третьего лица ФГОУ СПО “Кемеровский аграрный техникум“ о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество,

установил:

Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области
(далее - Управление регистрационной службы) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок.

Определением от 15.06.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Кемеровский аграрный техникум“ (далее - Техникум).

Решением от 31.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области считает, что постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене.

Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступал.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Росимущество обратилось в Управление регистрационной службы с заявлением от 29.03.2007 N 01/062/2007-175 о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 471 кв. м с кадастровым номером 42:04:0349001:0034, расположенного по адресу: Кемеровская область, находится примерно в 0,775 км по направлению на восток от ориентира г. Кемерово, расположенного за пределами участка на основании пункта 1 статьи 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ (л.д. 15). К заявлению также была приложена доверенность от 06.12.2006, кадастровый план земельного участка от 17.10.2006 N 04/06-3049 (л.д. 22).

Уведомлением от 25.04.2007 N 01/062//2007-175 Росимуществу было сообщено о приостановлении государственной регистрации земельного участка до 25.05.2007, а также предложено представить в установленный срок правоустанавливающие документы на земельный участок или правоустанавливающие документы на объект недвижимости имущества, кадастровый план земельного участка,
подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.

Управление регистрационной службы направило Росимуществу сообщение от 18.05.2007 N 01/062/2007-175 об отказе в государственной регистрации на основании непредставления запрошенных документов в установленный срок (л.д. 21).

Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения Росимущества с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что заявитель не подтвердил документально принадлежащее ему право собственности на земельный участок.

Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом арбитражного суда по следующим основаниям.

Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 указан Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

На основании данного Перечня в регистрирующий орган подаются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;

- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному
предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным государственной власти Российской Федерации или их предшественниками);

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;

- иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.

Абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ предусматривает отказ в государственной регистрации прав в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации.

Как установлено судом, Росимущество, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, не представило документов, подтверждающих его право собственности на земельный участок, на который просил зарегистрировать свое право.

Таким образом, арбитражный суд, правомерно исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не усмотрел противоправных действий и нарушений закона Управлением регистрационной службы в отказе регистрации прав Росимуществу на земельный участок.

Суд кассационной инстанции считает, что суд правильно применил нормы материального и процессуального права, всесторонне и полно оценил в порядке части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и дал им правильную правовую оценку. Оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 13 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Территориального управления Росимущества по Кемеровской области в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 31.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5584/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Росимущества по Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.