Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2007 N Ф04-8362/2007(40742-А27-3) по делу N А27-8084/2007-5 Такие документы, как справка о валютных операциях, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не являются формами учета и отчетности по валютным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2007 г. N Ф04-8362/2007(40742-А27-3)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области на решение от 13.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8084/2007-5 по заявлению открытого акционерного общества “Новокузнецкий металлургический комбинат“ к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество “Новокузнецкий металлургический комбинат“ (далее - ОАО “НКМК“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области
(далее - ТУ ФСФБН) о признании незаконным и отмене постановления N 32-07/105 от 13.08.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях ОАО “НКМК“ состава вменяемого административного правонарушения и нарушением ТУ ФСФБН требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.

Решением от 13.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области требования ОАО “НКМК“ удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ТУ ФСФБН, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОАО “НКМК“ в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу ОАО “НКМК“ к моменту рассмотрения дела не представлен.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Определением ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.2007 N Ф04-8362/2007(40742-А27-3) в данном постановлении исправлена опечатка - данный абзац следует читать “Как следует из материалов дела, по результатам проверки внешнеэкономической деятельности ОАО “НКМК“ 24.07.2007 ТУ ФСФБН вынесено определение о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и проведении административного расследования“.

отношении него дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и проведении административного расследования.

01.08.2007 составлен протокол N 32-07/105 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ТУ ФСФБН принято постановление от 13.08.2007 N 32-07/105 о назначении
административного наказания, которым ОАО “НКМК“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб. Ввиду повторного совершения административного правонарушения размер штрафа определен в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ.

Основанием привлечения к ответственности послужило то, что ОАО “НКМК“ при исполнении экспортного контракта от 23.12.2004 N НКМК04, заключенного с нерезидентом - FERROTRADE Limited (Гибралтар) на поставку металлопродукции в нарушение пунктов 2.1, 2.4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение от 01.06.2004 N 258-П) не представило в уполномоченный банк в установленный срок справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы (ГТД).

Полагая, что постановление ТУ ФСФБН от 13.08.2007 N 32-07/105 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО “НКМК“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил
оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком России.

Как правильно указал суд, в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком РФ. Такой порядок установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И).

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части
4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам указанного вида относится справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Данные выводы подтверждаются письмом ЦБР от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 “О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, которым Высший Арбитражный Суд РФ рекомендовал руководствоваться при рассмотрении данной категории дел об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для квалификации административным органом действий ОАО “НКМК“ по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является правильным.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8084/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.