Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 N Ф04-6684/2007(38505-А27-6) по делу N А27-2120/2007-2 Функции управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации и контроля за правильным расходованием этих средств не могут быть отнесены на орган местного самоуправления, предоставляющий во исполнение заключенного с органом Фонда социального страхования РФ договора о совместной деятельности списки детей, пребывающих в оздоровительных лагерях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2007 года Дело N Ф04-6684/2007(38505-А27-6)“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2007 по делу N А27-2120/2007-2 по заявлению государственного учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Администрации г. Кемерово о взыскании 83711,92 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Администрации г. Кемерово о взыскании 83711,92 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2007 в удовлетворении заявленных Отделением ФСС требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение ФСС просит отменить судебные акты арбитражного суда, как принятые с нарушением норм материального права. Считает, что Администрацией г. Кемерово использованы средства Фонда социального страхования Российской Федерации не по целевому назначению (на оплату питания незастрахованных граждан).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация г. Кемерово просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представитель Администрации г. Кемерово поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 25.05.2006 между Отделением ФСС и Администрацией г. Кемерово заключен договор N 37 о совместной деятельности по организации оздоровления детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, организованных органами местного самоуправления.
В соответствии с разделом 2 указанного договора Администрация г. Кемерово приняла на себя обязательство организовать в период школьных каникул оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами и нормами СП 2.4.4.969-00 “Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул“ (п. 2.1.1 договора).
Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.4 договора Администрация г. Кемерово обязалась не позднее чем за 15 дней до начала заезда в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей представить в Отделение ФСС Положение об оздоровительном лагере, приказ об открытии лагеря, смету на питание детей в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей из расчета стоимости дневного набора продуктов питания по оптово-розничным закупочным ценам и объем средств обязательного социального страхования с учетом численности детей школьного возраста (до 15 лет включительно), застрахованных граждан, включенных в списки конкретного лагеря, графики заезда. Администрация г. Кемерово обязалась за пять дней до начала каждого заезда предоставить в филиал списки детей, зачисленных в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, использовать средства обязательного социального страхования строго по целевому назначению (на оплату стоимости набора продуктов питания детей в оздоровительном лагере с пребыванием детей по установленным действующим нормам и правилам (п. 2.1.10 договора), исполнять другие обязательства, перечисленные в разделе 2 договора. В свою очередь Отделение ФСС обязывалось рассмотреть и утвердить смету на содержание оздоровительного лагеря по статье “питание“, профинансировать Администрацию г. Кемерово в сумме 6357960 руб. на указанные цели (питание детей), путем перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления,
По результатам проведения Отделением ФСС документальной проверки организации питания детей в лагерях с дневным пребыванием составлен акт от 19.10.2006, в котором отражено нарушение Администрацией г. Кемерово порядка организации и оплаты питания детей, выразившееся, в том числе, в необоснованном (нецелевом) использовании выделенных денежных средств на оплату питания детей незастрахованных граждан в сумме 276809,94 рубля.
Администрация г. Кемерово в указанной части не согласилась с выводами проверяющего органа и направила свои возражения по результатам проверки.
В результате рассмотрения акта проверки, с учетом возражений Администрации г. Кемерово, Отделением ФСС установлено нецелевое использование Администрацией г. Кемерово средств фонда в размере 83711,92 руб.
Указанная сумма Администрацией г. Кемерово не была перечислена, что послужило основанием для обращения Отделения ФСС в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав в удовлетворении заявленных отделением ФСС требований, принял, по существу, правильное решение.
Правовым основанием получения и использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются: пункт 3 статьи 10 Федерального закона N 173-ФЗ от 22.12.2005 “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год“, подпункт “б“ пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 215 от 17.04.2006 “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году“, пункт 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года, глава 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом “б“ пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 215 от 17.04.2006 Фонд социального страхования Российской Федерации обязан осуществлять оплату стоимости набора продуктов питания в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания (со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул) - исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2.1 Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 N 1, отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном порядке осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Таким образом, арбитражным судом сделан правильный вывод, что управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации и контроль за правильным расходованием этих средств возложены непосредственно на Фонд социального страхования Российской Федерации. Эти функции в рассматриваемом случае не могут быть отнесены на органы местного самоуправления, представляющие списки детей, пребывающих в оздоровительных лагерях.
Отношения между Отделением ФСС и Администрацией г. Кемерово определяются с учетом условий заключенного ими договора N 37 от 25.05.2006.
Арбитражный суд, проанализировав условия указанного договора, установил, что в нем отсутствует обязанность Администрации г. Кемерово проверять статус “застрахованного лица“ у родителей детей, зачисленных в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Из материалов дела следует, что предусмотренная договором обязанность по предоставлению в адрес Отделения ФСС не позднее 15 дней до начала заезда в оздоровительный лагерь детей сметы на питание детей с учетом численности детей школьного возраста (до 15 лет включительно), застрахованных граждан, включенных в списки конкретного лагеря; за пять дней до начала каждого заезда списков детей, зачисленных в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, Администрацией г. Кемерово была выполнена надлежащим образом. Следовательно, арбитражный суд сделал обоснованный вывод, что предусмотренные разделом 2.1 договора N 37 от 25.05.2006 документы были представлены в Отделение ФСС в полном объеме.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что Отделение ФСС, обладая соответствующей базой данных о страхователях, поставленных на учет в Фонде социального страхования Российской Федерации, могло своевременно осуществить соответствующую проверку списков детей на предмет установления наличия или отсутствия статуса застрахованных лиц у их родителей, сделан с учетом исследованных материалов дела.
Также обоснован вывод арбитражного суда, что отсутствие статуса застрахованного лица у одного из родителей не свидетельствует само по себе об отсутствии данного статуса у другого родителя.
Истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств того, что у указанных в приложении к акту проверки детей на дату получения путевок родители не были застрахованы в ФСС.
Кроме того, не представлены доказательства нецелевого использования денежных средств.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2007 по делу N А27-2120/2007-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.