Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2007 N Ф04-6326/2007(38188-А45-36) по делу N А45-5057/07-4-3/70 Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2007 года Дело N Ф04-6326/2007(38188-А45-36)“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 12.09.2007.

Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2007.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице инспекции по Октябрьскому району города Новосибирска на определение от 06.04.2007 и постановление от 04.06.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5057/07-4-3/70 о несостоятельности (банкротстве) товарищества с ограниченной ответственностью фирма “Осма“,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба России в лице инспекции по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - инспекция, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный
суд на основании статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) с заявлением о признании отсутствующего должника - товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) фирма “Осма“ несостоятельным (банкротом).

Определением от 06.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2007, заявление инспекции возвращено на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве и пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, просит определение и постановление апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, основанием к отмене судебных актов является ошибочное применение статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации) и неправильное применение пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

Отзыв на кассационную жалобу в установленном законом порядке не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 32 Закона о банкротстве и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

После принятия Закона о банкротстве в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего
лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.

Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ТОО фирма “Осма“ банкротом подано в арбитражный суд после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

В заявлении о признании ТОО фирма “Осма“ несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет.

Из материалов дела усматривается, что бухгалтерская и налоговая отчетность организацией не представляется, коммерческая деятельность не ведется, а также установить место пребывания органа юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют.

Возврат искового заявления (заявления) предусмотрен статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 части 1 которой заявление возвращается в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде,
а также пунктом 1 статьи 44 Закона о банкротстве в связи с непредставлением заявителем сведений об имуществе должника.

Учитывая то, что законодательством предусмотрен внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, суд правильно возвратил заявление уполномоченного органа.

На основании изложенного суд при возврате заявления сделал правомерный вывод о том, что ТОО фирма “Осма“ отвечает признакам недействующего юридического лица и подлежит исключению из ЕГРЮЛ без решения суда.

Вместе с тем ссылка судебных инстанций на то, что заявление возвращается на основании статьи 44 Закона о банкротстве, поскольку заявление не соответствует требованиям статей 39, 40 Закона о банкротстве, является неправомерной.

В данном случае основанием для возвращения заявления является неподсудность дела арбитражному суду, но не нарушение требований Закона о банкротстве при оформлении заявления. Ошибочное указание на указанные нормы Закона о банкротстве не повлияло на принятие законных и обоснованных судебных актов о возвращении заявления.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку заявитель кассационной жалобы не обосновал нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права при возвращении судом заявления о признании ТОО фирма “Осма“ несостоятельным (банкротом), а также нарушение своих законных прав и интересов принятием обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 06.04.2007 и постановление от 04.06.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5057/2007-4-3/70 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице инспекции по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.