Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2007 по делу N А05-12452/2006-4 Довод Минфина РФ о необоснованном взыскании с него расходов, возникших у ОАО в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, со ссылкой на документальное неподтверждение обществом факта предоставления названных льгот необоснован, поскольку указанный факт подтверждается имеющимися в материалах дела талонами на право бесплатного проезда и купонами кассира о продаже билетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2007 года Дело N А05-12452/2006-4“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 04.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2007 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Зайцева А.Я.) по делу N А05-12452/2006-4,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Котласской дирекции по обслуживанию пассажиров структурного подразделения Федеральной пассажирской Дирекции - филиала общества с ограниченной ответственностью “Российские железные
дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании 87387,60 руб. расходов, возникших в результате предоставления в 2005 году льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в межгосударственном сообщении на основании “Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним“ (далее - Соглашение) от 12.03.93 и по оплате проезда к месту лечения и обратно по Российской Федерации на основании Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (далее - Закона от 17.07.99 N 178-ФЗ).

Решением от 08.02.2007 иск Общества удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении апелляционной жалобы Общество уточнило исковые требования и уменьшило размер взыскиваемых убытков на 2090 руб. 50 коп. Уменьшение исковых требований принято судом.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2007 решение изменено. Производство по делу в части взыскания 2090 руб. 50 коп. прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить как принятые с нарушением норм материального права решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске к Российской Федерации.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Как следует из материалов дела, в 2005 году Обществом
предоставлялись льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования.

В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Кассационная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 4 Закона N 5-ФЗ указанным в статье 1 данного закона гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах первого класса (на местах первой категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.

В соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, расходы, связанные с реализацией названного Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона N 4301-1 предусмотрено, что указанные в Законе категории граждан имеют право на бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых пассажирских поездов.

В силу статьи 11 данного закона расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией названного закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов,
подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

По мнению кассационной инстанции судами обеих инстанций проанализированы положения Соглашения и Закона от 17.07.99 N 178-ФЗ и сделан правильный вывод о соответствии заявленных Обществом требований действующему законодательству.

Довод подателя жалобы о том, что Общество не доказало факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов, кассационная инстанция считает ошибочным.

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью автоматизированной системы учета “Экспресс“.

Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.

Из материалов дела следует, что Общество представило суду талоны на право бесплатного проезда и купоны кассира о продаже билетов.

При таких обстоятельствах, требования Общества обоснованы по существу и правомерно удовлетворены судом.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 по делу N А05-12452/2006-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.