Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2007 N Ф04-5069/2007(36673-А03-30) по делу N А03-13071/2006-19 Ввиду недостаточности выделенных из федерального бюджета муниципальному образованию средств на реализацию установленных для отдельных категорий граждан льгот по оплате электрической энергии взыскание убытков энергоснабжающей организации осуществляется с Министерства финансов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2007 года Дело N Ф04-5069/2007(36673-А03-30)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 24.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13071/2006-19 по иску Алтайского краевого государственного унитарного предприятия КЭС “Алтайкрайэнерго“ к Алтайскому краю в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц - Комитета по социальной защите населения администрации Угловского района Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации
Угловского района Алтайского края, о взыскании 13508,35 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое государственное унитарное предприятие КЭС “Алтайкрайэнерго“ (далее - “Алтайкрайэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 13508,35 рублей задолженности за период с сентября по ноябрь 2004 года, возникшей в связи с предоставлением льгот гражданам Угловского района.

Исковые требования мотивированы нормами Федерального закона “О ветеранах“.

Определением от 23.01.2007 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Комитет по социальной защите населения администрации Угловского района Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Угловского района Алтайского края.

Определением от 06.03.2007 суд заменил ненадлежащих ответчиков надлежащими - Министерство финансов Российской Федерации на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - на субъект Российской Федерации - Алтайский край в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

В судебном заседании истец отказался от исковых требований к субъекту Российской Федерации - Алтайскому краю в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

Решением от 24.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу “Алтайкрайэнерго“ взыскано 12508,35 рублей убытков. Производство по делу в отношении субъекта Российской Федерации - Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края прекращено.

Суд мотивировал решение тем,
что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, ссылаясь на нарушением судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в иске.

Податель кассационной жалобы полагает, что размер расходов истцом не доказан; отсутствуют признаки для возмещения вреда, то есть не доказана вина госорганов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков; удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц; суд удовлетворил иск за счет ненадлежащего ответчика.

В отзыве на кассационную жалобу Алтайкрайэнерго просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, истец отпускал проживающим на территории Угловского района Алтайского края гражданам электроэнергию с учетом льготы, предусмотренной Федеральным законом “О ветеранах“.

В результате предоставления льготы возникла задолженность бюджета перед ответчиком в форме убытков в сумме 13508,35 рублей за период с сентября по декабрь 2004 года.

Истец, считая, что по вине
ответчика у него образовались убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд правомерно сослался на Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в Постановлении от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ который разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей
до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Таким образом, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13071/2006-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.