Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2007 N Ф04-4554/2007(35988-А27-36) по делу N А27-18434/2006-4 Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, не является требованием об уплате обязательных платежей, в связи с чем независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов должника и рассматривается вне дела о банкротстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2007 года Дело N Ф04-4554/2007(35988-А27-36)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Кемеровской области на определение от 06.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18434/2006-4 о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственного производственного кооператива “Восход“,

УСТАНОВИЛ:

Определением от 05.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива (далее - СПК) “Восход“ введена процедура банкротства наблюдение, определением от 25.12.2006 временным управляющим должника утвержден С.В.Бычковский.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 по Кемеровской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) 06.03.2007 обратилась в Арбитражный суд
Кемеровской области с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов СПК “Восход“ задолженности по налогам на доходы физических лиц в размере 1305561 рубля 87 копеек, в том числе 833701 рубля основного долга, 422469 рублей 87 копеек пени, 73631 рубля 10 копеек штрафов.

Определением от 06.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления о включении в реестр требований 883701 рубля основного долга и 442469 рублей 87 копеек пени отказано. Производство в части заявления о включении в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам в размере 141237 рублей 43 копеек прекращено. В реестре требований кредиторов отдельно учтена задолженность в размере 73631 рубля 10 копеек (штрафы).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение от 06.04.2007 в части отказа во включении в реестр кредиторов задолженности по налогам на доходы физических лиц в размере 1305561 рубля 87 копеек, в том числе 833701 рубля основного долга и 422469 рублей 87 копеек пени. По мнению заявителя, суд пришел к необоснованному выводу о том, что требование в части налога на доходы физических лиц независимо от момента возникновения не включается в реестр кредиторов. По мнению заявителя, в данном случае суд не применил положения статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 о несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), подлежащие применению, согласно которым с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Отзыв на кассационную жалобу в установленном
законом порядке не представлен.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения от 06.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18434/2006-4, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным, обоснованным, соответствующим нормам процессуального и материального права.

Как следует из материалов дела, уполномоченный орган с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов СПК “Восход“ задолженности по обязательным платежам обратился 06.03.2007.

Для включения в реестр требований кредиторов заявлено 833701 рубль основного долга, 422469 рублей 87 копеек пени, 73631 рубль 10 копеек штрафов, в том числе:

по налогу на доходы физических лиц: основной долг - 676702 рубля 04 копейки, пеня - 420372 рубля 32 копейки, штраф - 73631 рубль 10 копеек;

по транспортному налогу с организаций: пеня 6 рублей 30 копеек;

по налогу на добавленную стоимость: пеня - 3915 рублей 50 копеек;

по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования: пеня - 2958 рублей 82 копейки;

по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет: пеня - 24597 рублей 03 копейки;

единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования: пеня - 39 рублей 34 копейки;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть): основной долг - 72506 рублей 07 копеек, пеня - 18125 рублей 84 копейки;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть): основной долг - 11442 рубля 91 копейка, пеня - 610 рублей 52 копейки;

по задолженности в Пенсионный фонд: пеня - 15259 рублей 79 копеек;

по задолженности в Фонд социального страхования: пеня - 375 рублей 30 копеек.

В силу пункта 10
статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны и предъявившим требование кредитором с другой стороны.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Суд первой инстанции, принимая во внимание положения данного пункта Постановления, обоснованно отказал во включении в реестр требований кредиторов требования Инспекции по налогу на доходы физических лиц.

Отказывая во включении требования по земельному налогу, пени по транспортному налогу, пени по налогу на добавочную стоимость, суд правомерно указал, что уполномоченный орган пропустил срок взыскания, установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассматривая обоснованность требований по единому социальному налогу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование установлена за 2006 год, срок уплаты наступил 15.01.2007, в связи с чем данные платежи относятся к категории текущих и согласно пункту 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ производство в этой части подлежит прекращению.

Устанавливая требования в размере 73631 рубля 10 копеек и включая их в реестр требований кредиторов, суд счел их обоснованными, поскольку уполномоченным органом был соблюден порядок и срок предъявления данного требования.

Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции достаточно полно и всесторонне исследовал представленные уполномоченным органом в подтверждение требований доказательства и принял обоснованное, соответствующее нормам Закона о банкротстве, определение.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 06.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18434/2006-4 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Кемеровской области - без удовлетворения.

Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2007, вступает в законную силу со дня его принятия.