Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2007 N Ф04-1910/2007(33025-А75-28) по делу N А75-7370/2006 Из смысла ст. 30.1 Земельного кодекса РФ следует, что на аукционах земельные участки для жилищного строительства могут предоставляться исключительно в собственность или аренду. Предоставление земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности для указанных целей на любом ином праве не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2007 года Дело N Ф04-1910/2007(33025-А75-28)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному и строительному комплексу администрации города Югорска на решение от 07.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7370/2006 по иску Комитета по жилищно-коммунальному и строительному комплексу администрации города Югорска к Департаменту по муниципальной собственности и градостроительству администрации города Югорска,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по жилищно-коммунальному и строительному комплексу администрации города Югорска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Департаменту по муниципальной собственности и градостроительству администрации города Югорска (далее - Департамент)
о признании незаконными действий ответчика в части отказа в предоставлении земельного участка истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования и обязании Департамента предоставить Комитету земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления строительства социального жилья.

Решением суда от 07.12.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Комитет просит принятый судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, и дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель указывает на то, что судом доводы истца не исследованы в полном объеме, допущены нарушения в единообразии и толковании норм права.

Комитет считает, что основанием для отмены судебного акта является неприменение судом норм части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 261, 263, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, суд сделал ошибочный вывод о том, что Комитет является юридическим лицом и должен участвовать в торгах на общих основаниях.

Кроме того, Комитет указывает на то, что хотя он и является самостоятельным юридическим лицом, однако находится в структуре администрации муниципального образования город Югорск и является частью муниципалитета (собственника земель, находящихся в муниципальной собственности) как и Департамент.

Заявитель полагает, что ссылка Департамента на статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, так как определяет особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для всех категорий граждан и юридических лиц, за исключением категорий граждан и юридических лиц, предусмотренных частью 1 статьи 20, пунктом 1 части 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 28 и частью 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив
в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 08.08.2006 Комитет обратился с письмом, исходящий N 815, к Департаменту с просьбой предоставить земельный участок под строительство социального жилья на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления строительства социального жилья, инвестором строительства которого будет выступать истец. Свои требования Комитет обосновал ссылками на положения части 1 статьи 20 и пункта 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и острой необходимостью в строительстве социального жилья.

Ответчик письмом от 14.08.2006, исходящий N 1294, отказал истцу в удовлетворении заявления, ссылаясь на порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируемый статьей 30.1 Земельного кодекса.

Не согласившись с решением Департамента, Комитет обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что при изложенных обстоятельствах земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления жилищного строительства истцу предоставлен быть не может.

Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда правомерными, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления земельные участки предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования.

Пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса предусмотрены случаи предоставления земельных участков в безвозмездное, срочное пользование на срок не более чем 1 год.

В статье 30.1 Земельного кодекса предусматриваются особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства, согласно которой предоставление земельных участков для
этих целей осуществляется на аукционах.

Арбитражный суд правомерно указал, что указанная статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам статьи 30 Земельного кодекса, устанавливающей общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения статьи 30 применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса.

Статьей 30 Земельного кодекса предусмотрено, что при предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.

При этом, исходя из смысла статьи 30.1 Земельного кодекса, на торгах (аукционе) земельные участки для жилищного строительства могут предоставляться исключительно в собственность или в аренду.

Суд сделал правильный вывод о том, что предоставление земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности для указанных целей на любом ином праве следует считать невозможным. Иной порядок предоставления земельных участков для осуществления жилищного строительства не предусмотрен и исключений не содержит.

Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого решения арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для отмены состоявшегося судебного акта отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным судом.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7370/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному и строительному комплексу администрации города Югорска - без удовлетворения.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.