Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2007 по делу N А56-1273/2007 Поскольку ООО представило в ИФНС в пределах установленного НК РФ срока полный комплект документов в обоснование применения ставки 0% по НДС при оказании услуг по транспортировке экспортного груза в соответствии с танкерным рейсовым чартером, инспекция неправомерно доначислила обществу НДС по ставке 18%.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2007 года Дело N А56-1273/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Коммодор“ Пчелкина Ю.В. (доверенность от 25.10.2006), рассмотрев 14.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2007 по делу N А56-1273/2007 (судья Сайфуллина А.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Коммодор“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 17.11.2006 N 106 о привлечении к налоговой ответственности и требования от 17.11.2006 N 1864 об уплате налога.

Решением от 20.04.2007 суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие его выводов материалам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, на которых не возложена обязанность представлять таможенные декларации, не вправе в течение 180 дней не облагать полученную выручку налогом по ставке 18 процентов.

В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.

Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за июль 2006 года.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 17.11.2006 N 106 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, доначислении 637057 руб. налога на добавленную стоимость по внутренним оборотам и соответствующих пеней. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о необоснованном включении стоимости оказанных Обществом услуг по транспортировке экспортируемого груза в раздел 4 декларации “Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов“.

Во исполнение решения
Инспекцией направлено требование от 17.11.2006 N 1864 об уплате налога.

Общество оспорило решение и требование Инспекции в арбитражный суд.

Суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, указав, что Обществом представлен в Инспекцию и в материалы дела полный пакет документов, предусмотренных для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов, в пределах срока, установленного статьями 165 и 167 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, то есть товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество оказало иностранной компании “Palmali Shipping“ услуги по транспортировке экспортного груза в соответствии с танкерным рейсовым чартером от 25.05.2006.

Пунктом 4 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта
1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ, оказание указанных услуг (далее - контракт);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке (далее - выписка банка);

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 (далее - транспортный документ).

Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 названной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного
транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ в целях исчисления налога на добавленную стоимость моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав,

если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 указанной статьи Кодекса.

В пункте 9 статьи 167 НК РФ установлен иной порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса.

Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод жалобы о том, что налогоплательщики, на которых не распространяется порядок сбора полного пакета документов, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, обязаны определять налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ и при отсутствии контракта, выписки банка и транспортного документа облагать полученную выручку налогом по ставке
18 процентов.

Из перечисленных выше норм следует, что порядок определения налоговой базы, предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ, применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщики в силу пункта 9 статьи 165 НК РФ не обязаны представлять в налоговые органы таможенные декларации, однако это обстоятельство не названо в законе основанием для неприменения ими порядка определения налоговой базы согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ. Следовательно, моментом определения налоговой базы для таких налогоплательщиков является последний день месяца, в котором собраны контракт, выписка банка и транспортный документ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом собран полный комплект документов в обоснование применения ставки 0 процентов при оказании услуг по транспортировке экспортного груза в соответствии с танкерным рейсовым чартером от 25.05.2006.

Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в абзац второй пункта 9 статьи 167 НК РФ внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Согласно данным изменениям налогоплательщики, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации, определяют налоговую базу по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ только после истечения 181-дневного срока с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах.

Внесение данных изменений, с одной стороны, свидетельствует об устранении законодателем несоответствий между пунктом 9 статьи 165 НК РФ и пунктом 9 статьи 167 НК
РФ, а с другой стороны, подтверждает ошибочность вывода налогового органа том, что налогоплательщикам, не представляющим таможенные декларации, не предоставлено право в течение 180 дней не облагать налогом на добавленную стоимость полученную выручку.

При таких обстоятельствах доначисление Инспекцией в оспариваемом решении налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, соответствующих пеней и штрафа следует признать неправомерным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 информационного письма от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“, с Инспекции следует взыскать 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2007 по делу N А56-1273/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход бюджета 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

БОГЛАЧЕВА Е.В.

НИКИТУШКИНА Л.Л.