Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2007 по делу N А55-2269/2007 Поскольку общество не оспаривает факт несвоевременной уплаты налогов, период начисления пеней и их размер, что подтверждается материалами дела, в удовлетворении заявления о признании недействительными требования и решения налогового органа о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика отказано.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2007 г. по делу N А55-2269/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Экран“, город Самара,

на решение от 15.06.2007 Арбитражного суда Самарской области и

постановление от 14.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-2269/2007,

по заявлению открытого акционерного общества Самарский завод “Экран“, город Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными требования, решения,

установил:

открытое акционерное общество “Экран“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее
- налоговый орган, инспекция) о признании недействительными требования от 17.01.2007 N 21 и решения от 06.02.2007 N 57 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

Решением суда первой инстанции от 15.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2007 решение от 15.06.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, указывая на неправильное применение норм материального права.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, инспекцией направлено обществу требование от 17.01.2007 N 21 об уплате в срок до 27.01.2007 задолженности по пеням в общей сумме 480314 руб. 10 коп. по сроку уплаты 01.01.2007. Обществом в установленный срок требование об уплате пеней не исполнено, что явилось основанием для принятия инспекцией решения от 06.02.2007 N 57 о взыскании пеней в сумме 480314 руб. 10 коп. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, а неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная данной статьей
денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется на каждый календарный день просрочки уплаты налогов, начиная со следующего дня за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие ей пени.

Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога и соответствующей суммы пени направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает возможность взыскания пеней (в том числе в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса
Российской Федерации) отдельно от суммы соответствующей им недоимки по налогам и сборам.

Из названных норм следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и пени, а поэтому требование об уплате налога может быть признано недействительным только в том случае, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения, предъявляемые к его содержанию, являются существенными. Данная правовая позиция выражена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 N 79.

В данном случае общество не оспаривает факт несвоевременной уплаты налогов, период начисления пеней и их размер, что подтверждается материалами дела.

Судом первой и апелляционной инстанций также установлено, что инспекцией в оспариваемом требовании указаны все необходимые данные, предусмотренные статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе наименование задолженности, по каким налогам она установлена и за какой период. В то же время инспекцией представлены обществу и в материалах дела имеются расчеты, подтверждающие обоснованность начисления пеней, которые содержат сведения о размере и периоде образования задолженности по налогам и сборам, периоде начисления пеней и их размере, ставке рефинансирования, исходя из которой, начислены пени, а также подробные сведения об основании взимания налогов и начисления пеней содержатся в расшифровке задолженности.

Кроме того, суд первой инстанции определением от 17.04.2007 обязал стороны составить акт сверки наличия налоговой задолженности общества перед бюджетом, который был представлен налоговым органом в подтверждение правомерности начисления пеней. При этом обществом не представлены доказательства, что им были предприняты какие-либо действия, направленные на проведение сверки расчетов по налогам и сборам, с налоговым органом и опровергающие расчеты налогового органа.

Поскольку оспариваемые ненормативные
акты налогового органа вынесены в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, указанная в них сумма налоговой задолженности перед бюджетом имеется у общества, то оснований для признания их незаконными, не имеется.

Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 15.06.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 14.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-2269/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Экран“, город Самара в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.