Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А65-6433/07 Дело по заявлению о признании не соответствующими федеральному законодательству нормативных актов о тарифах на тепловую энергию передано на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела отсутствует экспертное заключение регулирующего органа, выполненное в соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, подтверждающее экономическую обоснованность установленных ответчиком тарифов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2007 г. по делу N А65-6433/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Республики Татарстан, город Казань,

на решение от 29.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6433/07-СА1-7

по заявлению Прокуратуры Республики Татарстан, город Казань, к Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, город Казань, о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими постановлений Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 “О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан“, от 15.11.2006 N 71/1 “О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом
“Татэнерго“ потребителям Республики Татарстан на 2007 год“ со дня их принятия, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Кабинет Министров Республики Татарстан, город Казань, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, город Казань, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, город Казань, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, город Казань, открытое акционерное общество “Татэнерго“, город Казань, муниципальное унитарное предприятие “Производственное объединение “Казэнерго“, город Казань, Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, город Казань, Казанская городская Дума, город Казань, Федеральная служба по тарифам, город Москва,

установил:

Прокуратура Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилась в суд с заявлением к Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими постановлений Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 “О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан“, и от 15.11.2006 N 71/1 “О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО “Татэнерго“ потребителям Республики Татарстан на 2007 год“ со дня их принятия.

В обоснование своих требований заявитель указал следующие обстоятельства.

В результате установления Республиканской энергетической комиссией Республики Татарстан энергопоставщикам - ОАО “Татэнерго“ и МУП ПО “Казэнерго“ - разных тарифов на одни и те же услуги около 26% потребителей г. Казани, приобретая в 2007 году одинаковую по качеству и объему тепловую энергию для собственных бытовых нужд по 649 руб. за 1 Гкал оказались в заведомо неравном положении с другими потребителями, оплачивающими эти услуги по 245,6 руб.

Согласно постановлению Главы администрации г. Казани от 29.12.2005 N 3229 “О порядке и условиях оплаты гражданами
жилья и коммунальных услуг“ (в ред. постановления руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 27.09.2006 N 2010) в 2006 году стоимость 1 Гкал теплоэнергии для населения города Казани составляла 305,8 руб.

В сравнении с предыдущим годом в 2007 году стоимость теплоэнергии, поставляемой МУП ПО “Казэнерго“ населению, возросла более чем в два раза (от 305,8 руб. до 649,0 руб.); от ОАО “Татэнерго“ - снизилась (с 305,8 руб. до 245,6 руб.)

Между тем, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (ФСТ РФ) от 01.08.2006 N 168-э/3 (в ред. от 11.08.2006 N 179-э/1) предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, а также предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год установлены в размере не более 115,0% к уровню действующих тарифов 2006 года.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановления Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 “О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан“ и от 15.11.2006 г. N 71/1 “О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО “Татэнерго“ потребителям Республики Татарстан на 2007 год“ признаны соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, Федеральному закону “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.04.1995 N 41-ФЗ.

При этом суд исходил из
того, что ответчик при утверждении тарифов на тепловую энергию исходил из принципа экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, установленного статьей 4 ФЗ N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации“.

Кроме того, ответчик не вышел за пределы индексов максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию, составляющих не более 115%, установленных Приказом ФСТ России от 01.08.2006 N 168-э/3, с изменениями от 11.08.2006.

В кассационной жалобе Прокуратура Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения от 29.06.2007, как вынесенного с нарушением норм материального права, а также неисследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Отмечается также на нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении в качестве третьих лиц по правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации потребителей тепловой энергии, чьи права и законные интересы затронуты обжалуемыми нормативными актами.

Законность решения от 29.06.2007 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, а дело - направлению на новое рассмотрение, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из представленных по делу документов, ответчиком были приняты:

- постановление Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан N 72 от 15.11.2006 “О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан“,

- постановление Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 71/1 “О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО “Татэнерго“ потребителям Республики Татарстан на 2007 год“.

Постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006
N 72 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП “ПО “Казэнерго“ в размере 550 руб. за 1 Гкал (649 руб. за 1 Гкал с учетом НДС). Постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 71/1 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО “Татэнерго“ потребителям Республики Татарстан на 2007 год в размере 245 руб. 60 коп. за 1 Гкал с учетом НДС.

Признавая названные постановления соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, суд установил, что при утверждении тарифов на тепловую энергию ответчик исходил из принципа экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, установленного статьей 4 Федерального закона N 41-ФЗ, следовательно, утверждая тарифы на тепловую энергию на 2007 год, ответчик не вышел за пределы индексов максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию, установленных Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3 с изменениями от 11.08.2006, составляющих не более 115%.

Суд также не принял во внимание доводы заявителя об установлении ответчиком для отдельных потребителей льготных тарифов на тепловую энергию за счет повышения тарифов для других потребителей.

Между тем, анализ имеющихся в деле документов свидетельствует о принятии решения судом без всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для дела с позиции соответствия оспариваемых постановлений нормам Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел, об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

При этом, согласно частям 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания, возлагается на орган, который принял акт.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

В силу статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на услуги по
передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3 с изменениями от 11.08.2006 установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги на 2007 год в Республике Татарстан в размере 115%, к уровню действующих тарифов 2006 года.

Критерием законности решения регулирующего органа по установлению тарифов на электрическую энергию является установление экономически обоснованных тарифов (статья 4 Федерального закона N 41-ФЗ).

Пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установлено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, назначая экспертов из числа своих сотрудников, или поручает ее проведение сторонним организациям.

Между тем, вопрос установления экономически обоснованных тарифов постановлениями Республиканской энергетической комиссией Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 и N 71/1 в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.02.2004 N 109 судом не исследовался.

В материалах дела отсутствует экспертное заключение регулирующего органа, выполненное в соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, подтверждающее экономическую обоснованность установленных Республиканской энергетической комиссией Республики Татарстан тарифов.

Следовательно, не соответствует материалам дела и является ошибочным вывод суда о том, что ответчиком проведена надлежащая оценка экономической обоснованности тарифов, установленных постановлениями Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 и N 71/1, принятым по неполно исследованным обстоятельствам дела и при отсутствии соответствующих доказательств.

Опровергая довод заявителя о превышении ответчиком предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации на 2007 год более чем на 115%, к уровню действующих тарифов 2006 года, суд делает вывод об отсутствии нарушений со стороны ответчика при формировании тарифов на 2007 год, и отсутствие факта их завышения.

Вместе с тем, ответчиком таких доказательств в соответствии со статьями 67, 68, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Таким образом, не основан на материалах дела вывод суда об отсутствии завышения установленных ответчиком тарифов на 2007 год более чем на 115,0%, к уровню действующих тарифов 2006 года.

Далее, суд признал несостоятельным доводы заявителя об установлении ответчиком для отдельных потребителей льготных тарифов на тепловую энергию за счет повышения тарифов для других потребителей.

Вероятно, здесь и далее по тексту имеется в виду Приказ ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2.

Между тем, при отсутствии заключений лиц, обладающих специальными
познаниями, у суда отсутствовали достаточные доказательства для вывода о том, что ответчиком не нарушены “Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке“, утвержденных Приказом ФСТ от 06.07.2004 N 20-э/2; Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.

Таким образом, вывод суда о соответствии оспариваемых постановлений Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан Приказу ФСТ России от 06.07.2004 N 20-э/2, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 также не основан на материалах дела и принят при отсутствии подтверждающих ответчиком доказательств в нарушение статей 67, 68, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции возникший спор по существу заявленных требований не рассмотрен, выводы суда не основаны на материалах дела и не подтверждены соответствующими доказательствами в порядке статей 64, 65, 67, 68, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду также необходимо решить вопрос о разъединении нескольких требований в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках настоящего дела судом рассмотрено два требования Прокуратуры Республики Татарстан о признании недействующими двух нормативных актов - постановлений Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 N 72 и от 15.11.2006 N 71/1, не связанных между собой по основаниям возникновения.

После выяснения указанных обстоятельств, необходимо решить вопрос о привлечении в процесс третьих лиц - потребителей тепловой и электрической энергии, чьи права и законные интересы затронуты обжалуемыми
нормативными актами в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 29.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6433/07-СА1-7 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.