Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 по делу N А55-18420/2006 Поскольку налогоплательщик, оказывая услуги по транспортировке товаров заказчиков, обоснованно определил в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ налогооблагаемую базу по НДС на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, решение налогового органа в части доначисления НДС, пени и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ признано недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2007 г. по делу N А55-18420/2006

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2007 по делу N А55-18420/2006

по заявлению закрытого акционерного общества “Трансмет“, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о признании частично недействительным решения от 20.10.2006 N 03-17/2/391,

установил:

закрытое акционерное общество “Трансмет“ (далее - ЗАО “Трансмет“, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 20.10.2006 N 03-17/2/391 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 497663 руб. за январь, февраль и март 2006 года, начисления пеней в сумме 42169,44 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 99532 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2007, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО “Трансмет“ отказать. По мнению подателя жалобы, Общество обязано было определять налоговую базу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 167 Кодекса, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, а поскольку на момент определения налоговой базы документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиком не представлены, то Общество обязано было исчислить НДС за январь - март 2006 года по ставке 18 процентов.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Как видно из материалов дела, ЗАО “Трансмет“ 20.07.2006 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2006 года, в которой отразило реализацию работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных за пределы Российской Федерации товаров в сумме 2764794 руб. и НДС к возмещению из федерального бюджета в сумме 181533 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации, а также представленных согласно статье 165 Кодекса документов налоговый орган принял решение от 20.10.2006 N 03-17/2/391, которым признано обоснованным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров за июнь 2006 года в размере 2764794 руб. и постановлено возместить Обществу НДС за июнь 2006 года в сумме 181533 руб.

Этим же решением ЗАО “Трансмет“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неуплату сумм налога в виде штрафа в размере 99532 руб., ему доначислен НДС в сумме 497663 руб. за январь, февраль и март 2006 года и начислены пени в сумме 42169,44 руб. Основанием для принятия решения в указанной части послужили выводы налогового органа о том, что на момент определения налоговой базы документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, Обществом в Инспекцию не представлены, следовательно Общество обязано было исчислить НДС за январь
2006 года по сроку 20.02.2006, за февраль 2006 года по сроку 20.03.2006, за март 2006 года по сроку 20.04.2006 по ставке 18 процентов. При этом порядок, установленный пунктом 9 статьи 165 Кодекса, не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса не представляют грузовые таможенные декларации, поэтому налогоплательщик должен был определять налоговую базу в соответствии с положениями пункта 1 статьи 167 Кодекса, то есть на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).

Пункт 4 статьи 165 Кодекса определяет перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой
ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса. При этом подпункт 3 пункта 4 статьи 165 Кодекса устанавливает, что таможенная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса документы, указанные в том числе в пункте 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Ссылку налогового органа на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 167 Кодекса суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли во внимание.

Пунктом 1 статьи 167 Кодекса установлено, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из последующих дата: день отгрузки (передачи) товаров
(работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи.

В пункте 9 статьи 167 Кодекса установлен иной порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

В силу этого пункта моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Оговоренные в пункте 9 статьи 167 Кодекса последствия в виде определения налоговой базы в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, возникают в случае, если налогоплательщиками предусмотренный для них полный пакет документов не собран по истечении 180-ти календарных дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов.

Таким образом, поскольку налоговым органом момент определения налоговой базы установлен только в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса без учета особенностей, предусмотренных пунктом 9 этой же статьи, то судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что Общество, оказывая услуги по транспортировке товаров заказчиков, обоснованно определил в соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса налогооблагаемую базу на последний день
месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьи 165 Кодекса, в связи с чем признали решение Инспекции от 20.10.2006 N 03-17/2/391 недействительным в оспариваемой части.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации 1000 руб. государственной пошлины с кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2006 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 21.05.2007 по делу N А55-18420/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.

Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.