Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2007 по делу N А12-4432/07-С61 В случае отсутствия утверждения кадастровой стоимости земель органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода “нулевую“ налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2007 г. по делу N А12-4432/07-С61

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Газпром“, город Москва,

на решение от 02.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4432/2007-с61

по заявлению открытого акционерного общества “Газпром“, город Москва, к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Волгоградской области, город Урюпинск Волгоградской области,

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

установил:

открытое акционерное общество “Газпром“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Волгоградской области о признании недействительным ее решения от 11.09.2006 N
81, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков представления расчета по авансовым платежам по земельному налогу в виде штрафа в размере 50 рублей.

В обоснование заявленных требований общество сослалось на отсутствие у него возможности своевременного представления авансового расчета в связи с непредставлением сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, расположенных на территории хутора Забурдяевского Урюпинского района Волгоградской области.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.05.2007 в удовлетворении заявления истцу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество “Газпром“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая, что судом не дано правовой оценки его доводам об отсутствии у него кадастровой стоимости земельного участка. Отсутствие такой оценки препятствовало составлению авансового расчета по налогу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, оспариваемым решением налогового органа от 11.09.2006 N 81 открытое акционерное общество “Газпром“ привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 месяца 2006 года в виде штрафа в размере 50 рублей.

Рассматривая спор, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания данного постановления недействительным.

Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными, не соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся
в деле доказательствам.

В силу требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Порядок предоставления налоговой декларации по земельному налогу в налоговые органы установлен статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой декларация по налогу представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

То есть расчет за 1 квартал 2006 года следовало представить не позднее 03.05.2006 (с учетом требований статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Фактически он представлен в налоговый орган 27.06.2006.

В силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном кадастре, принадлежащим им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному
участку кадастрового номера.

Для получения информации об определенном земельном участке, в том числе его кадастровом номере, правообладатели земельных участков обращаются в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Таким образом, налогоплательщик, представляя в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу и налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, должен указывать в них кадастровый номер земельного участка.

Материалами дела подтверждаются доводы заявителя о том, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу не могли быть исчислены и своевременно представлены им в налоговый орган ввиду отсутствия сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

Письмом от 23.02.2006 N 09-621 заявитель обращался в налоговый орган с просьбой о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка, однако, ответа на запрос не поступило.

Налогоплательщик обратился также с письмом в территориальный орган, осуществляющий ведение земельного кадастра по Волгоградской области, о предоставлении данных по состоянию на 1 января 2006 года о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из письма территориального (межрайонного) Отдела N 7 Управления Роснедвижимости по Волгоградской области от 03.04.2006 следует, что сведения о кадастровой стоимости по данному земельному участку отсутствуют.

Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации в Письме N 03-06-02-02/75 от 06.06.2006, изданным после наступления у заявителя срока представления соответствующего расчета, в случае отсутствия утверждения кадастровой стоимости земель налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода “нулевую“ налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

При данных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами заявителя о том, что в рассматриваемом случае отсутствует его вина в несвоевременном представлении расчета по авансовым платежам по налогу на землю за
3 месяца 2006 года, следовательно, он необоснованно привлечен к налоговой ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.05.2007 по делу N А12-4432/2007-с61 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 7 по Волгоградской области от 11.09.2006 N 81 признать недействительным.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.