Постановление ФАС Поволжского округа от 20.09.2007 по делу N А65-6358/07 Только наличие в торговой точке в момент налоговой проверки совокупности документов, предусмотренных Правилами продажи отдельных видов товаров, подтверждает легальность, а значит, и качество продаваемой в розницу алкогольной продукции. Нарушение данных Правил свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей, а следовательно, охраняемым общественным интересам, и влечет наложение административного штрафа на основании части 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 сентября 2007 года Дело N А65-6358/07“
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью “Глория“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Республике Татарстан (далее - Инспекция) от 20.03.2007 N 70 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить без изменения судебные акты как соответствующие законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена проверка 14.03.2007 по соблюдению требований законодательства в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине “Миляш“, принадлежащим Обществу, расположенному по адресу: Республика Татарстан, Азнакаевский район, р.п. Актюбинский, ул. Комарова, 18.
В ходе проверки установлена реализация алкогольной продукции: настойки горькой “Украинская медовая с перцем“ “NEMIROFF“, емкостью 1,0 л, дата розлива: 31 августа 2006 г., производитель: “Украинская водочная компания “NEMIROFF“, ДП Украина, Винницкая область, г. Немиров, акцизная марка: 001 N 27522749, регистрационный номер партии: П.20047, цена реализации: 320 руб., в количестве 1 бутылки, водки “Матрица“, емкостью 0,5 л, дата розлива: 07 августа 2006 г., производитель: ЗАО “Веда“, Россия, Ленинградская область, г. Кингисепп, федеральная специальная марка: 001 N 276172286, регистрационный номер партии: П.19570, цена реализации: 131 руб., в количестве 8 бутылок, - осуществлялась без печати собственника товара в разделе “Б“ справки к грузовой таможенной декларации, и не оформлен раздел, содержащий сведения об организации-покупателе продукции (должность, ФИО, подпись), что является нарушением требований п. 2 ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), п. 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 864 “О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию“, п. 6 Правил заполнения справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 N 872 “О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации“.
На основании материалов проверки Инспекцией 15.03.2007 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 73 и вынесено Постановление от 20.03.2007 N 70 по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота. Розничная продажа спиртосодержащей продукции может осуществляться только при наличии сопроводительных документов, определенных п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Судами обоснованно сделан вывод о том, что только наличие в торговой точке в момент налоговой проверки совокупности документов, требуемых Правилами продажи отдельных видов товаров, подтверждает легальность, а значит, и качество продаваемой в розницу алкогольной продукции. Нарушение данных Правил свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей, а следовательно, охраняемым общественным интересам. В случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к грузовой таможенной декларации, заверенную подписью и печатью собственника товара.
В ходе проведения проверки Инспекцией выявлен факт ненадлежащего оформления справки к грузовой таможенной декларации, которая не была заверена оригиналом оттиска печати собственника товара, не оформлен раздел, содержащий сведения об организации-покупателе продукции (должность, ФИО, подпись).
Таким образом, на момент проверки Общество обязанность иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации копии справок к ТТН, предусмотренную названными выше нормативными актами, не выполнило.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Наличие на витрине магазина алкогольной продукции при ненадлежащем (неполном) оформлении товарно-транспортных документов и реализация такой продукции работником Общества расценивается как продажа этой продукции от имени Общества.
Достаточные доказательства, подтверждающие наличие вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в материалы дела Инспекцией представлены. Общество имело возможность принять все зависящие от него меры для соблюдения установленных правил, однако такие меры не приняты.
Оценивая правильность оформления разделов “Б“ справок к грузовой таможенной декларации, суды пришли к правильному выводу о наличии нарушений в их оформлении, что является основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Оснований для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, в данном случае не имеется, о чем обоснованно сделан вывод судом первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А55-6358/07 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.