Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.09.2007 по делу N А65-2361/07-СА3-48 Поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба, отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 сентября 2007 года Дело N А65-2361/07-СА3-48“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2007 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по делу N А65-2361/07-СА3-48

по заявлению Предпринимателя Чекрыжевой Е.Ю., г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (третье лицо - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г. Казани) об обязании возвратить излишне уплаченную сумму страхового
взноса,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган) возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 13571 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2007 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал налоговый орган возвратить Предпринимателю ошибочно уплаченные на КБК 18210202040061000160 по квитанции от 24.10.2006 страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть пенсии в сумме 13571 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить.

В судебном заседании кассационной инстанции заявитель просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения, представитель ответчика поддержал кассационную жалобу.

Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, согласно квитанции от 24.10.2006 Предпринимателем была ошибочно перечислена сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в размере 13571 руб.

16.11.2006 Предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов.

Письмом от 26.12.2006 N 09-01-16/1837 налоговый орган отказал в возврате страховых взносов в связи с отсутствием правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как
страховщика установлены специальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в
бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ от 15.08.96 N 115-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что
правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.

В соответствии со ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).

Как видно из материалов дела, что наличие у Предпринимателя переплаты в сумме 13571 руб. по КБК 18210202040061000160 подтверждается балансом расчетов на 01.03.2007, реестром учета платежей страхователя за период с 01.01.2005 по 15.03.2007, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов.

Налоговый не оспаривает сам факт переплаты Предпринимателем страховых взносов.

При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Предпринимателю в возврате излишне уплаченной суммы страхового взноса, ошибочно уплаченной на КБК 18210202040061000160.

Выводы судебных инстанций согласуются с позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в Постановлениях от 05.09.2006 N N 2776/06, 4240/06.

Кроме
того, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по предоставлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе “Обязанности органов МНС России“ Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 1 п. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2007 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по делу N А65-2361/07-СА3-48 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.