Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.09.2007 по делу N А65-7209/2007 В пункте 3 ст. 48 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ. Указанные сроки являются пресекательными, восстановлению не подлежат и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя к юридическому лицу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 сентября 2007 года Дело N А65-7209/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан, г. Набережные Челны,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2007 по делу N А65-7209/2007

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан к Муниципальному учреждению “Районный отдел образования при администрации Мензелинского района Республики Татарстан“, г. Мензелинск,

третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому району Республики Татарстан, г. Мензелинск,

о взыскании задолженности
по платежам в государственные внебюджетные фонды, недоимки и пени в размере 5513222 руб. 93 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному учреждению “Районный отдел образования при администрации Мензелинского района Республики Татарстан“ (далее - Учреждение, отдел образования) о взыскании задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, недоимки и пени в размере 5513222 руб. 93 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2007 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить указанный судебный акт, считая, что судом не полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, у Отдела образования имеется задолженность по взносам и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5427503 руб. 95 коп., по взносам и пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 76416 руб. 01 коп., по взносам и пени в Государственный фонд занятости в сумме 9302 руб. 97 коп., возникшая по состоянию на 01.01.2001.

Налоговым органом Обществу направлено требование N 28 об уплате указанной
задолженности по взносам и пеням по состоянию на 29.01.2007, которое в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Татарстан, отказывая Инспекции в удовлетворении заявления, исходил из того, что ею пропущен шестимесячный срок обращения в суд для взыскания спорной суммы задолженности, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта по следующим причинам.

В силу ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 70 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

В пункте 12 Постановления от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации указал, что исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 48 Кодекса.

В пункте 3 ст. 48 Кодекса установлено, что исковое заявление о взыскании
налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 Кодекса.

Сроки, указанные в п. 3 ст. 48 Кодекса, являются пресекательными, восстановлению не подлежат и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя к юридическому лицу. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога и пеней.

Данный вывод подтверждается также положениями п. 6 Информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 и п. 14 Информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что за взысканием задолженности Учреждения по взносам и пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости, возникшей до 01.01.2001, налоговый орган обратился в апреле 2007 г., то есть с пропуском срока, установленного в п. 3 ст. 48 Кодекса.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Татарстан, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные документы, обоснованно отказал Инспекции в удовлетворении заявления.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Татарстан правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебного акта, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2007 по делу N А65-7209/2007 оставить
без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.