Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2007 по делу N А56-1278/2007 У ИФНС отсутствовали законные основания для доначисления НДС по ставке 18% по операциям, связанным с оказанием ООО услуг по экспедиторскому сопровождению экспортируемых товаров, поскольку выручка от оказания названных услуг подлежит обложению НДС по ставке 0%, которая указывается экспедитором в выставляемом экспортеру счете-фактуре.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2007 года Дело N А56-1278/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Арматор“ Пчелкина Ю.В. (доверенность от 25.10.06), рассмотрев 08.08.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.07 по делу N А56-1278/2007 (судья Мирошниченко В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Арматор“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 13 по городу Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 17.11.06 N 105 и требования об уплате налога от 17.11.06 N 1862.

Решением суда от 27.03.07 требования общества удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что, поскольку в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 180-дневный срок сбора и представления пакета предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков, которые в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ не представляют в инспекцию грузовые таможенные декларации, то для последних момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ. Таким образом, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты, в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
Налоговый орган считает, что операция по реализации услуг не может считаться экспортной до тех пор, пока ее экспортный характер не будет подтвержден соответствующими документами, перечень которых установлен в статье 165 НК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.

Представитель инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 17.08.06 общество представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, в разделе 4 которой указало 9639421 руб. выручки, облагаемой по ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Затем, 19.10.06 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот же налоговый период, в которой сумма налога, предъявленного обществу при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при совершении операций, облагаемых по ставке 0 процентов, увеличилась на 476673 руб.

Инспекция провела камеральную проверку названных деклараций.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 17.11.06 N 105 о привлечении общества к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности в виде 194193,6 руб. штрафа, начислении 970968 руб. налога на добавленную стоимость и 32080,85 руб. пени. На основании принятого
решения инспекцией обществу направлено требование от 17.11.06 N 1862 об уплате начисленных сумм налога и пени.

Обосновывая решение, инспекция указала, что общество на момент определения налоговой базы не имело документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении им работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поэтому указанные операции подлежат отражению в разделе 3 налоговой декларации и налогообложению по ставке 18 процентов. Инспекция считает, что, поскольку пунктом 4 статьи 165 НК РФ в ряде случаев не предусмотрено представление таможенной декларации при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ, налоговая база должна была определяться обществом в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ как день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты, а не в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Общество не согласилось с решением и требованием налогового органа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно, по мнению кассационной инстанции, руководствовался следующим.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ в редакции, вступившей в действие с 01.01.06, предусмотрено применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке,
организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие документы, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются:

- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение указанных работ (услуг);

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, помимо перечисленных документов
в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенных органов Российской Федерации, производивших таможенное оформление ввоза и вывоза товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Таким образом, согласно положениям пункта 4 статьи 165 НК РФ для обоснования правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением работ (услуг), прямо поименованных в пункте 4 статьи 165 НК РФ), не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.

Пунктом 9 статьи 165 НК РФ с 01.01.06 установлено, что документы (их копии), указанные в пункте 4 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Однако указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные
декларации.

В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Таким образом, особенности момента формирования налоговой базы, предусмотренные пунктом 9 статьи 167 НК РФ, определены только для налогоплательщиков, которым установлен 180-дневный срок сбора и представления документов, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов, в том числе таможенной декларации с указанием даты помещения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, под таможенный режим, и вменена обязанность уплатить налог по истечении этого срока в случае непредставления названных документов, к
которым общество не относится.

Однако подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения налогом на добавленную стоимость перечисленных в этой норме операций, предусмотрено налогообложение выполняемых обществом операций (сопровождение грузов - экспедирование) по ставке 0 процентов. В связи с этим при реализации услуг по сопровождению экспортируемых товаров общество согласно статьям 168 и 169 НК РФ обязано выставлять покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость - 0 процентов.

Поэтому налогоплательщик не вправе изменять установленную статьей 164 НК РФ ставку налога в зависимости от того, в каком периоде у него формируется налогооблагаемая база, а следовательно, должен уплатить в бюджет ту сумму налога на добавленную стоимость, которую получил от покупателей работ (услуг) на основании выставленных им счетов-фактур.

Уплата экспортерами экспедитору экспортируемого груза налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные работы (услуги) по сопровождению товаров на экспорт (в том числе до сбора полного пакета документов, подтверждающих характер работ (услуг)) не предусмотрена главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, у налоговой инспекции не имелось оснований для применения к работам (услугам), выполняемым обществом, ставки 18 процентов.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявление налогоплательщика. Суд кассационной инстанции не установил нарушений в применении судом первой инстанции норм
материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.07 по делу N А56-1278/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по городу Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КОРПУСОВА О.А.