Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2007 по делу N А55-516/2007 Учитывая, что уполномоченный орган не представил доказательств невозможности применения административного порядка ликвидации должника в соответствии со ст. 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, а сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствиям для применения административного порядка исключения недействующего юридического лица из реестра, суд прекратил производство по делу о признании должника банкротом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 августа 2007 года Дело N А55-516/2007“

(извлечение)

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника Общества с ограниченной ответственностью “Марс“.

Требования заявителя обоснованы наличием значительной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней, отсутствием финансово-хозяйственной деятельности Общества, непредставлением бухгалтерской отчетности в налоговый орган более трех лет.

Определением от 28.03.2007 Арбитражного суда Самарской области производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью
“Марс“ прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью невозможности применения административного порядка ликвидации должника в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2007 данное определение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Самарской области просит определение от 28.03.2007 и Постановление апелляционной инстанции от 17.05.2007 отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить требования Федеральной налоговой службы России о признании должника несостоятельным (банкротом) и ликвидации его в рамках конкурсного производства.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что имеется задолженность по обязательным платежам в сумме 38000 руб.

Справка МРИ ФНС России N 5 по Самарской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2007 является заявлением налогового органа, как кредитора по обязательным платежам, представляемым в регистрационный орган в административной процедуре прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность.

Вероятно, имеется в виду статья 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Являясь кредитором, регистрационный орган не может принять решение об исключении ООО “Марс“ из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.11 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подано при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 решение о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности принимается при наличии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Проверив в соответствии со ст. ст. 274, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Согласно данной норме процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами всех уровней (п. 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“).

Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного
реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

При этом доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом (п. 2 Постановления).

Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств невозможности применения установленного законом административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, а сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения административного порядка исключения недействующего юридического лица из реестра, арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 28.03.2007 Арбитражного суда Самарской области и Постановление от 17.05.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-516/2007 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.