Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.08.2007 по делу N А65-4628/2007 Поскольку доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица отсутствуют, а факт наличия задолженности по обязательным платежам не является препятствием для применения административного порядка, арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 августа 2007 года Дело N А65-4628/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации, г. Москва, в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,

на определение от 11.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4628/07

по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации, г. Москва, в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - Общества с ограниченной ответственностью
“Аккорт“, г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника - Общества с ограниченной ответственностью “Аккорт“.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2007 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью “Аккорт“ прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение мотивировано тем, что заявителем не представлены доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренного ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Доказательства, обосновывающие возможность обнаружения имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве и погашение задолженности, не представлены.

В кассационной жалобе заявитель - Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, - просит определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что при наличии задолженности административный порядок исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не может быть применен.

Проверив законность определения в соответствии со ст. ст. 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы
по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Из материалов дела следует, что должник представил последний баланс на 31.12.2003, сведений о движении по счетам не имеется.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью “Аккорт“ отвечает признакам недействующего юридического лица, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Однако доказательств проведения процедуры исключения Общество с ограниченной ответственностью “Аккорт“ из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или невозможности проведения такой процедуры заявителем не представлено.

Также не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов и погашения задолженности по обязательным платежам.

Согласно п. 5 вышеназванного Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом
бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.

Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к ст. 21.1 Закона о регистрации.

Доводы заявителя об отсутствии легитимных оснований для исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке ввиду наличия задолженности не могут приниматься во внимание.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67, процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 11.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4628/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу
- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.