Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.07.2007 по делу N А06-1470/70 Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июля 2007 года Дело N А06-1470/70“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, г. Астрахань,

на решение 04.04.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1470/07

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Астраханская передвижная специализированная колонна N 3“, г. Астрахань, к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным его Постановления от 06.03.2007 N 02-01/000863,

в судебном заседании 13.07.2007 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9.20 час. 20.07.2007,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Астраханская
передвижная специализированная колонна N 3“, г. Астрахань, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением об обжаловании Постановления от 06.03.2007 N 02-01/000863 Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, г. Астрахань, (далее - Роспотребнадзор) о назначении административного наказания за нарушение ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 15000 руб. со ссылкой на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения.

Решением суда от 04.04.2007 заявление Общества удовлетворено. Основанием для удовлетворения заявления Общества послужили выводы суда о том, что “Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов“, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.03.73, N 1009-73 (далее - Правила N 1009-73), Санитарные правила о гигиене труда водителей автомобилей, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.88, N 4616-88 (далее - Правила N 4616-88), нарушения которых допустило Общество, не подлежат применению ввиду их неопубликования. А нарушение Санитарных правил СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ (далее - Правила СП-1.1.1058-01) вменено в вину быть не может, поскольку текст оспариваемого Постановления не содержит указания на то, какая конкретная норма этих Правил нарушена. В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Роспотребнадзор просит об отмене судебного акта, ссылаясь на наличие состава правонарушения и неправильное применение судом Санитарных правил СП 1.1.1058-01, Правил N 1009-73 и N 4616-88.

В судебное заседание Роспотребнадзор и Общество своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании 13.07.2007 в порядке ст. 163 АПК РФ
объявлялся перерыв до 9.20 час. 20.07.2007.

Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом Астраханской области норм материального и процессуального права при принятии судебного акта, изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает судебный акт подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором совместно с Государственной инспекцией труда в Астраханской области в соответствии с планом совместных проверок условий труда и санитарного состояния на предприятиях Астраханской области проведена проверка Астраханской передвижной специализированной колонны N 3 по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина, д. 50А, с целью осуществления государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

В ходе проверки установлено, что Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий по всем подразделениям Астраханской передвижной специализированной колонны N 3 в соответствии с требованиями Правил СП-1.1.1058-01 не разработана, контроль над соблюдением санитарных правил на предприятии не ведется, что является нарушением Правил СП-1.1.1058-01.

Кроме этого, в ремонтном цехе по ремонту автомобилей и тракторной техники системы приточной и вытяжной вентиляции во всех помещениях ремонтного цеха не работают (кроме приточной вентиляции на токарном и ремонтом участках и вытяжной вентиляции на электро-участке), так как разукомплектованы камеры приточной вентиляции, вентиляторы и электромоторы вытяжной вентиляции частично демонтированы. В ремонтной зоне, где производится ремонт автомобильной и тракторной техники, установлен самодельный металлический стол для проведения электросварочных работ с применением ручной электродуговой сварки. Работник, проводящий электросварочные работы, не обеспечен спецодеждой и спецобувью, работает в личной одежде. У него отсутствует местный отсос для
улавливания сварочного аэрозоля у места его образования, что ведет к тому, что в зоне дыхания электросварщика присутствует сварочный аэрозоль, а также это способствует перетеканию сварочного аэрозоля в соседние помещения, где сварка не производится. Помощник электросварщика не имеет защитных очков для защиты глаз от излучения, что может привести к электроофтальмии и катаракте глаз у работника. Рабочее место сварщика не огорожено экранами из несгораемого материала высотой 1,8 м для защиты от воздействия лучистой энергии (ультрафиолетового и инфракрасного излучения) на рабочих, не связанных со сваркой. Электрогазосварщики и их помощники не имеют медицинского допуска к работе с вредностью (сварочный аэрозоль и ультрафиолетовое излучение), не прошли медицинский осмотр в соответствии с Приказом МЗ и СР N 83 от 16.08.2004 и МЗ и МП N 90 от 14.03.96, что является нарушением п. п. 7, 38, 41, 42 - 45, 46 - 52, 85 - 94, 97 Правил N 1009-73. Смотровые канавы, используемые для ремонта техники, не имеют освещения, полы в них загрязнены маслом и песком, зачистка их не производится. На моторном участке производится разборка, ремонт, сборка и двигателей внутреннего сгорания. Мойка деталей двигателей производится в ванне, наполненной керосином, ручным способом, машина для мойки двигателей, подвергающихся ремонту, не работает. Местная вытяжная вентиляция на моторном участке над мойкой двигателей отсутствует, приточная вентиляция не функционирует, что способствует загазованности помещения. Заточной станок не оборудован защитным экраном и местной вытяжной вентиляцией с агрегатом, что способствует запыленности участка: абразивная пыль лежит слоем на полу рядом с заточным станком. Полы в помещении моторного участка загрязнены маслом и песком. Окна грязные, обиты полиэтиленом, что
является нарушением п. п. 3.4, 3.5, 4.1.8, 4.1.11, 4.1.12, 6.6 - 6.10, 8.3 “Санитарных правил для механических цехов (обработка металлов резанием)“ N 5160-89.

В цехе по ремонту автокранов система приточной и вытяжной вентиляции отсутствует. Отсутствуют местные отсосы для удаления отработанных газов от работающих двигателей, смотровые канавы. У работников, производящих ремонтные работы на полу, нет спецодежды и лежаков, для проведения данного вида работ они используют личную одежду и подручные средства (картон и деревянные поддоны). В помещении цеха выгорожена его часть площадью 60 м, которая не имеет крыши, а высота ее стен - 2 м. В этом необорудованном помещении установлен токарный станок и производится зарядка аккумуляторов, что способствует поступлению паров серной кислоты в общие пролеты цеха. В помещении цеха также производятся окрасочные с применением ручных распылителей и пайка радиаторов, что ведет к дополнительной загазованности цеха парами растворителей и свинцовых припоев. Работники не обеспечены житными мазями и пастами, что является нарушением п. п. 6.4, 7.3, 8 Правил N 4616-88.

Площадка с твердым покрытием для отстоя автомобильной и специальной строительной техники загрязнена маслом автомобильным и песком, захламлена старой списанной техникой и металлическим ломом. Смотровая эстакада, расположенная у котельной, загрязнена нефтепродуктами (отработанным автомобильным маслом). Не ведется выходной контроль за составом отработанных газов на автомобильной, тракторной и бульдозерной технике, выходящей из ремонта, что является нарушением п. 6 Правил N 4616-88.

Указанные обстоятельства нашли отражение в акте от 27.02.2007 N 000227 и протоколе об административном правонарушении от 01.03.2007 N 000562, на основании которых вынесено Постановление от 06.03.2007 N 02-01/000863 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса, в
виде взыскания штрафа в сумме 15000 руб.

Считая указанное Постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что нарушение Правил N 1009-73 и Правил N 4616-88 не может быть вменено в вину Обществу, поскольку указанные Правила не подлежат применению ввиду их официального неопубликования и недоведения до всеобщего сведения. А неразработка Обществом программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил не может быть вменена ему в качестве нарушения Правил СП-1.1.1058-01, поскольку не указана ссылка на конкретно нарушенную норму этих Правил.

Судебная коллегия кассационной инстанции выводы суда находит не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Статьей 6.3 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативом, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Согласно ст. ст. 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Ответственность за организацию, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица и индивидуальные предпринимателя.

В соответствии с п. 1.5 Правил СП-1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также Постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п. п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.8 Правил СП-1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности и - для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства,
других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля согласовывается с главным врачом (заместителем главного врача) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, и утверждается руководителем организации.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора по их запросам.

Из материалов дела следует, что программа производственного контроля для Общества в соответствии с требованиями Правил не разработана, контроль над соблюдением санитарных правил на предприятии не ведется.

Таким образом, суд пришел к неправильному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса.

Довод суда о неуказании в обжалуемом Постановлении конкретной нормы Правил СП-1.1.1058-01, которая предусматривает обязанность разрабатывать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку это обстоятельство не исключает вину Общества.

При таких обстоятельствах привлечение Общества к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным, в связи с чем решение суда - подлежащим отмене с одновременным принятием решения об отказе в удовлетворении заявления Общества.

Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что в силу ст. ст. 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса “Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.04.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу
N А06-1470/07 отменить.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “Астраханская передвижная специализированная колонна N 3“, г. Астрахань, к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным его Постановления от 06.03.2007 N 02-01/000863 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.