Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 по делу N А55-16463/06-3 К правоотношениям по возврату (зачету) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются положения НК РФ, следовательно, сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению плательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 июня 2007 года Дело N А55-16463/06-3“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “СОЭЗ-ЛГМ-Модели“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары и Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары, выраженных в отказе возвратить (зачесть) ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 267439 руб., и обязании налогового органа произвести возврат Обществу страховых взносов
в сумме 267439 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2006 заявление Общества в отношении налогового органа удовлетворено, оспариваемые действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары признаны незаконными, налоговый орган обязан возвратить заявителю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 41198 руб.

В удовлетворении требований в отношении органа пенсионного фонда РФ отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 решение суда первой инстанции от 05.12.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары ставит вопрос об отмене решения от 05.12.2006 и Постановления апелляционной инстанции от 09.02.2007 как принятых при неправильном применении норм материального права.

Законность решения от 05.12.2006 и Постановления апелляционной инстанции от 09.02.2007 проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.

Судом установлено, что платежным поручением от 21.04.2006 N 24 заявителем были ошибочно перечислены на счет УФК МФ РФ по Самарской области (ИФНС РФ по Кировскому району г. Самары) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, за 1 квартал 2006 г. в сумме 267439 руб. (л. д. 7).

При этом в платежном поручении заявителем был ошибочно указан КБК (код бюджетной классификации) 18210202010063000160 (штрафы по выездным налоговым проверкам по страховым взносам в ПФ РФ), тогда как следовало указать КБК 18210202010061000160 (страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии).

В связи с этим 21.06.2006 Общество направило в ИФНС РФ по Кировскому району г. Казани письмо с просьбой отправить на
счет КБК 18210202010061000160 ПФ РФ указанную сумму страховых взносов за 1 квартал 2006 г. (л. д. 9).

Письмами от 27.06.2006 N 11-17 и от 25.09.2006 N 11-17/237 налоговый орган в зачете/возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на ОПС отказал, ссылаясь на то, что страховые взносы на ОПС налогами не являются, ст. 78 НК РФ не предусматривают порядка возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л. д. 26, 27).

Данные доводы налогового органа правомерно судом первой и апелляционной инстанций признаны ошибочными.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговыми органами РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании РФ“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрен настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 25 данного Федерального закона контроль за правильностью исчисления и уплате страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Специальный порядок зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на ОПС данный Федеральный закон не предусматривает.

Пунктом 2 ст. 25 указанного ФЗ предусмотрено право органов ПФ РФ на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке.

Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов,
а следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на ОПС органы Пенсионного фонда РФ данным Законом не наделены.

Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.

Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Пунктом 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В то же время ст. 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено принятие решений о
возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в ред. ФЗ от 22.12.2005 N 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе “Обязанности органов МНС России“ Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций правомерно признано ошибочным утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как не основанное на содержании ст. 78 НК РФ.

На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законных и обоснованных судебных актов.

Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 по делу N А55-16463/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.