Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу N А12-16653/06-С61-5/21 Налоговый орган в период конкурсного производства не вправе обращаться за исполнением своих требований в индивидуальном порядке, вне рамок дела о банкротстве, поскольку его действия по бесспорному взысканию сумм задолженностей не только не соответствуют закону, но и нарушают права налогоплательщика и остальных кредиторов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 мая 2007 года Дело N А12-16653/06-С61-5/21“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Коммунальщик“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании действий Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда по выставлению инкассовых поручений N N 78355, 78356, 78357, 78358, 78359 от 30.08.2006 незаконными, ссылаясь на допущенные нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Решением от 20.11.2006 суд заявленные требования удовлетворил. Признал действия Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда по выставлению инкассовых поручений N N 78355, 78356, 78357, 78358,
78359 от 30.08.2006 незаконными.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2007 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2006 по делу N А12-30287/05-С48 ООО “Коммунальщик“ признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производство сроком на 12 месяцев.

Судом установлено, что инкассовые поручения выставлены на основании решения N 29775 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках от 30.08.2006 Указанное решение принято руководителем налогового органа в связи с неуплатой в добровольном порядке сумм налоговых платежей, указанных в требовании об уплате налога от 07.08.2006 N 180653 (по состоянию на 07.08.2006). Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика на основании расчета по единому социальному налогу за полугодие 2006 г. в сумме, исчисленной самим налогоплательщиком за соответствующий отчетный период, - 11179 руб., а также на основании налоговой декларации за 2 кв. 2006 г. в сумме, исчисленной самим ответчиком за указанный налоговый период, - 33380 руб., всего 44559 руб.

Взыскиваемые денежные средства заявителя являются платежами, по которым сроки уплаты наступили в июле 2006 г., то есть после введения процедуры конкурсного производства.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание
налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Таким образом, действия налогового органа направлены на бесспорное (безакцептное) списание денежных средств.

В соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В силу п. 4 ст. 142 Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника при указанных обстоятельствах не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Данная позиция согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Пленума высшего арбитражного суда РФ от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 2573/05.

В соответствии с п. 1 ст. 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ установление размера требований кредиторов
осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона.

По мнению суда, действия налогового органа по взысканию задолженности за счет денежных средств заявителя в банке путем выставления инкассовых поручений N N 78355, 78356, 78357, 78358, 78359 от 30.08.2006 не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы Общества, кредиторов по текущим платежам, направлены на преимущественное удовлетворение требований одного кредитора перед другими, в связи с чем подлежат признанию незаконными.

Налоговый орган в период конкурсного производства не вправе обращаться за исполнением своих требований в индивидуальном порядке, вне рамок дела о банкротстве, поскольку его действия по бесспорному взысканию сумм задолженностей не только не соответствуют закону, но и нарушают права налогоплательщика и остальных кредиторов.

В связи с изложенным действия межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области по выставлению инкассовых поручений N N 78355, 78356, 78357, 78358, 78359 от 30.08.2006 признаны судом незаконными.

Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.11.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 06.02.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-16653/06-С61 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим Постановлением.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.