Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 по делу N А55-15722/2006-3 В налоговую базу по НДС не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением. Оказываемые заявителем услуги по эксплуатации жилищного фонда и предоставлению жилищно-коммунальных услуг подлежат обложению данным налогом и заявитель вправе на основании ст. ст. 171, 172, 176 НК РФ заявить о возмещении сумм НДС, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 мая 2007 года Дело N А55-15722/2006-3“

(извлечение)

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Железнодорожного района городского округа Самары (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары о признании недействительным решения N 11-38/1068/02-25/5955 от 29.06.2006 в части.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.12.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 решение суда первой инстанции от 18.12.2006 оставлено без изменения.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району
г. Самары, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по итогам которой налоговым органом принято решение N 11-38/1068/02-25/5955 от 29.06.2006. Данным решением заявителю отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 29538655 руб.

Основание для принятия оспариваемого решения - то, что, по мнению налогового органа, заявитель в нарушение п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации включил в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость средства, полученные от населения в качестве оплаты за холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление, и компенсирующие льготы и субсидии из бюджета малоимущему населению, применив положения п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, заявитель обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции и апелляционного суда правомерными по следующим основаниям.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Железнодорожного района г. Самары образован в соответствии с Постановлением Администрации Железнодорожного района г. Самары N 1050 от 24.11.97 как специализированное подразделение для выполнения функций заказчика в системе жилищно-коммунального хозяйства с принятием на баланс для обслуживания жилищного фонда Железнодорожного района г. Самары.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Железнодорожного района г. Самары согласно Положению осуществляет следующие виды
деятельности: заключает договоры социального найма и технического обслуживания; выполняет функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонта муниципальных объектов; координации взаимодействий предприятий и организаций в сфере энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения коммунальными и эксплуатационными услугами предприятия и организации города и др. (т. 1, л. д. 19 - 24).

Комитетом заключены договоры с МП “Самараводоканал“ на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, с Открытым акционерным обществом “Самараэнерго“ - на тепловое энергоснабжение, с ЗАО “Предприятие тепловых сетей“ - на отпуск тепловой энергии, с ЗАО “Коммунэнерго“, ОАО “Самаравтормет“, Приволжской военной базой МВД Российской Федерации, Самарской КЭЧ, МУП “Теплообеспечение“ - на пользование тепловой энергией в горячей воде, ОАО “РЖД“ - на отпуск и потребление тепловой энергии. На рассматриваемый период договоры пролонгированы.

По указанным договорам Комитет выступает не как расчетный центр, а как заказчик услуг, абонент.

Произведенная по данным договорам оплата отражена в документах первичного бухгалтерского учета, что не оспаривается налоговым органом и подтверждается представленными книгами покупок, продаж за проверяемый период, сметами расходов, счетами-фактурами, платежными поручениями, сводом счетов.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099, исполнителями в отношении коммунальных услуг признаются предприятия или учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг.

Также наличие жилищного фонда в хозяйственном ведении и оперативном управлении у Комитета подтверждается Перечнем жилых домов, находящихся на балансе КЖКХ и ОН Администрации, договором N 01-Ш04 от 01.03.2004, заключенным с Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г. Самары, актами приема-передачи жилых
домов.

Судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что, приобретая у энергоснабжающих организаций различные энергоресурсы, Комитет реализует их населению в виде коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, электро- и газоснабжению, поскольку граждане не имеют возможности самостоятельно получать эти услуги от энергоснабжающих организаций.

Комитет в соответствии со своими уставными обязанностями осуществляет эксплуатацию жилищного фонда и всей инженерной инфраструктуры и осуществляет предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается квитанциями-извещениями, которые выписываются для населения Комитетом по ЖКХ об оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг, где получателем указан Комитет по ЖКХ и ОН администрации Железнодорожного района.

Таким образом, как правомерно указано судебными инстанциями, Комитет является жилищно-эксплуатационной (управляющей) организацией. При этом Комитет по ЖКХ действует на равных началах с иными жилищно-эксплуатационными (управляющими) организациями иных организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих ту же направленность - дотации по коммунальным услугам.

Согласно п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот.

Пунктом 36.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, предусмотрено, что суммы дотаций, предоставляемые с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Суммы налога, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым
для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (при реализации которых применяются государственные регулируемые цены или вышеуказанные льготы), подлежат вычету в порядке, установленном ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Возникающая разница подлежит возмещению (зачету) из бюджета в установленном порядке.

Как обоснованно указано судебными инстанциями, налоговый орган не доказал наличия оснований распространения п/п. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации именно на деятельность заявителя, в частности выполнение им исключительных полномочий в сфере жилищно-коммунальных услуг населению.

Следовательно, в связи с наличием объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость, документально подтвержденных расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) в виде энергоснабжения Комитет имеет право в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Основанием для принятия сумм налога к вычету являются счета-фактуры поставщиков, оплаченные налогоплательщиком и оформленные в соответствии со ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае налоговым органом замечаний по счетам-фактурам в оспариваемом решении не приведено.

Следовательно, судебные инстанции пришли к правильному выводу о признании недействительным п. 2 решения налогового органа N 11-38/1068/02-25/5955 от 29.06.2006.

Вероятно, вместо Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 9593/06 имеется в виду Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 9593/06 от 13.03.2007.

Аналогичная позиция высказана и в Постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 9591/06, от 10.04.2007 N 9593/06.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами
дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.12.2006 Арбитражного суда Самарской области и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 по делу N А55-15722/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.