Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2007 по делу N А55-13949/06 Статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая случаи и условия обложения НДС по ставке ноль процентов, не ограничивает налогоплательщиков в возможности расчетов векселями и не ставит право на возмещение НДС в зависимость от формы или средства расчетов между участниками экспортной сделки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 мая 2007 года Дело N А55-13949/06“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 по делу N А55-13949/06

по заявлению Закрытого акционерного общества “Транспортно-экспедиторская фирма “Росатранс“, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании недействительным решения N 03-17/2/279 от 20.07.2006 в части
отказа в применении налоговой ставки 0% с выручки в сумме 1166505 руб., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по внутреннему рынку в сумме 209971 руб., начисления пени,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2006, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007, требования заявителя удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель просил последнюю оставить без удовлетворения.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержала кассационную жалобу.

Правильность применения обеими судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверены Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за март 2006 г. вынесла решение от 20.07.2006 N 03-17/2/279. Решением Инспекция признала необоснованным применение Обществом налоговой ставки ноль процентов за март 2006 г. по реализации услуг, предусмотренных п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, с выручки в сумме 1166505 руб. (п. 2 резолютивной части решения) и доначислила налог на добавленную стоимость по внутреннему рынку в размере 209971 руб. (п. 4 резолютивной части решения), а также предложила уплатить сумму неуплаченного НДС, сумму пени, внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет.

Отказывая в применении налоговой ставки ноль процентов, Инспекция указала на несоответствие требованиям п/п. 2 п. 4 ст. 165
Налогового кодекса Российской Федерации факта оплаты счетов-фактур за оказанные экспедиторские услуги векселями. В решении указывается, что представление векселя как документа, подтверждающего поступление выручки, не может служить основанием для подтверждения права на применение налоговой ставки ноль процентов, поскольку вексель представляет собой лишь обязательство об уплате. Следовательно, отсутствие хотя бы одного из указанных в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документов не дает права налогоплательщику на применение налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов.

В соответствии с п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Открытому акционерному обществу “АВТОВАЗ“ на основании договоров N 643/00232934/053135 (91400/14-1712юр) от 28.02.2005 транспортной экспедиции, N 643/00232934/053125 (91400/14-1529юр от 26.11.2004) на оказание транспортно-экспедиторских услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении налогоплательщиком были оказаны экспедиторские услуги по организации перевозки
запасных частей ОАО “АВТОВАЗ“ на экспорт в Турцию, а также оказаны услуги по хранению, подготовке к перевозке и по перевалке экспортных грузов в порту Новороссийск. В качестве перевозчиков экспортных грузов Экспедиторской фирмой были привлечены ООО “ТРАК-Мастер“ по договору N 164/03 от 29.10.2003 и “SUPET LTD“ по договору N 211/05 от 01.11.2005; акт реального экспорта товара налоговым органом не оспаривается, таможенный орган подтвердил факт вывоза товара за пределы таможенной территории России, ОАО “НТВ“ представил копии выписок лицевого счета ЗАО ТЭФ “РОСАТРАНС“, подтверждающие поступление выручки за оказанные экспедиторские услуги, а ОАО “АВТОВАЗ“ подтвердило оказание транспортно-экспедиторских услуг (п. 3 решения).

Оплата транспортно-экспедиторского обслуживания грузов была произведена заказчиком - ОАО “АВТОВАЗ“ - собственным простым векселем N 079077 от 18.01.2006 на сумму 1026788,06 руб. и переводным векселем N 159061 от 31.01.2006 на сумму 242764 руб.

Расчеты векселями предусмотрены п. 4 “Порядок расчетов“, содержащимся в приложении N 2 к вышеуказанным договорам с ОАО “АВТОВАЗ“; векселя были получены налогоплательщиком от ОАО “АВТОВАЗ“ по акту приема-передачи векселей, предъявлены к погашению, денежные средства поступили на расчетный счет организации, что подтверждается платежными требованиями, реестром оплаченных обязательств, платежными поручениями, выписками банка. Указанные документы были представлены в налоговой орган, что подтверждается реестром документов от 20.04.2006.

Таким образом, за оказанные экспортные услуги выручка поступила на расчетный счет налогоплательщика, банковские выписки представлены в налоговый орган, тем самым нарушения требований ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Правоприменительная практика по использованию векселей при экспортных операциях, в частности определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 98-О, подтверждает правомерность применения налоговой ставки ноль процентов по данному эпизоду. В
указанном определении со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 12-П приводится вывод суда о том, что в сфере налоговых правоотношений нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с диспозитивными нормами гражданского законодательства. Статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая случаи и условия налогообложения по налоговой ставке ноль процентов, также не ограничивает налогоплательщиков в возможности расчетов векселями и не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от формы или средства расчетов между участниками экспортной сделки (п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 98-О).

Также заявителю неправомерно доначислен налоговым органом налог на добавленную стоимость по внутреннему рынку в размере 209971 руб.

В отношении выручки, полученной налогоплательщиком за оказанные экспедиторские услуги по перевозке грузов, оформленных грузовыми таможенными декларациями N 10417020/120805/0007874, N 10417020/130805/0007933, N 10417020/170805/0008099, N 10417020/240805/0008369, N 10417020/240805/0008378, N 10417020/290805/0008584, налог на добавленную стоимость в сумме 4885 руб. по сроку уплаты 20.09.2005 был исчислен налогоплательщиком по истечении 180 дней, что подтверждается бухгалтерскими справками N N Ю000026 от 12.08.2005, 00000062 от 13.08.2005, 00000062 от 17.08.2005, 00000062 от 14.08.2005, 00000062 от 13.08.2005, 00000062 от 24.08.2005, 00000062 от 29.08.2005.

Вместе с тем исчисленный налог не был перечислен в бюджет в связи с имеющейся у налогоплательщика переплатой в бюджет по налогу на добавленную стоимость в сумме 4466503,05 руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.

Налоговый орган ошибочно указывает на необходимость доначисления НДС в соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении 180 дней, учитывая, что ГТД оформлены региональным таможенным органом в период
сентябрь - ноябрь 2005 г., а налоговая декларация представлена за март 2006 г. Следовательно, 180-дневный срок налогоплательщиком не пропущен и основания для начисления НДС по грузовым таможенным декларациям отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 287 (п/п. 1 п. 1), 289, 319 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2007 по делу N А55-13949/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти, в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Поручить суду первой инстанции исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.