Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 по делу N А65-13346/2006-СА2-41 Дело о признании незаконным решения налогового органа о начислении налогов передано на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть, что приостановление выездной налоговой проверки в целях соблюдения установленного порядка проведения указанной проверки, когда нет необходимости нахождения проверяющих на территории налогоплательщика и одновременно имеется необходимость в реализации полномочий налогового органа, не может расцениваться как нарушение положений ст. 89 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 мая 2007 года Дело N А65-13346/2006-СА2-41“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан

на решение от 26 декабря 2006 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-13346/2006

по заявлению Государственного унитарного предприятия “Комбинат строительных материалов“, г. Набережные Челны Республики Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным решения N 14-502 от 31.05.2006, с участием третьего лица - Общества с ограниченной
ответственностью “Сервисмонтаж“, г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие “Комбинат строительных материалов“, г. Набережные Челны Республики Татарстан, (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.05.2006 N 14-502 о привлечении к налоговой ответственности.

Инспекция обратилась в суд со встречным заявлением о взыскании с заявителя налоговых санкций в сумме 243140 руб. в соответствии с названным решением.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.12.2006 заявление Общества удовлетворено, в удовлетворении встречного заявления Инспекции отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения налогового органа о начислении налогов, пеней и налоговых санкций, относящихся к 2003 г., и в этой части направить дело на новое рассмотрение. Налоговый орган считает, что, признавая незаконным решение налогового органа в полном объеме по причине нарушения Инспекцией срока проверяемого выездной налоговой проверкой периода, суд не учел, что данный срок в отношении 2003 г. не был пропущен, в данной части выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 17 мая 2007 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, результаты которой отражены в акте проверки от 12.05.2006 N 14-385.
На основании этого акта налоговый орган принял решение от 31.05.2006 N 14-502, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), единого налога на вмененный доход (ЕНВД), налога на имущество, а также за непредставление налоговой декларации по ЕНВД и подвергнуто штрафным санкциям по п. 1 ст. 122 и по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Этим же решением Обществу доначислены налоги и пени.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

В свою очередь, налоговый орган в связи с неисполнением заявителем в добровольном порядке требования об уплате налоговых санкций стало основанием для обращения Инспекции в суд с заявлением об их взыскании.

Удовлетворяя требования Предприятия и отказывая Инспекции в удовлетворении ее заявления, суд со ссылкой на п/п. 2 п. 1 ст. 31, ст. ст. 87, 89 НК РФ, не предусматривающие право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки, суд признал незаконным приостановление налоговой проверки с 11.10.2004 по 07.02.2006 и исходил из того, что доказательства, полученные Инспекцией в ходе выездной проверки с нарушениями налогового законодательства, не могут быть положены в основу решения о привлечении к налоговой ответственности.

Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому
агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П отмечено, что соблюдение указанных в ст. 89 НК РФ предельных сроков проведения выездных налоговых проверок обязательно для налоговых органов, наделенных правом проводить такие проверки и определять их продолжительность в установленных указанной нормой рамках, в том числе при решении вопроса об их приостановлении в необходимых случаях.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Это означает, что в установленный абзацем 2 ст. 89 НК РФ срок включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика.

Кроме того, возможность приостановления выездной налоговой проверки предусмотрена абзацем 13 п. 1.10.2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ) от 10.04.2000 N 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах“, утвержденной Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Соответствие абзаца 13 п. 1.10.2 названной Инструкции Налоговому кодексу Российской Федерации подтверждено определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.12.2002 N 10463/02.

Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки налоговым органом в целях соблюдения установленного порядка проведения указанной проверки, когда нет необходимости нахождения проверяющих на территории налогоплательщика и одновременно имеется необходимость в реализации полномочий налогового органа, предоставленных законом,
не может расцениваться как нарушение положений ст. 89 НК РФ. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки по данному делу не нарушает права и законные интересы Предприятия.

Ссылку суда первой инстанции на ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2006 по делу N А65-7085/06 судебная коллегия также считает необоснованной, поскольку данным решением признаны незаконными действия налогового органа по проведению налоговой проверки Предприятия за 2002 г. В данном же деле речь идет о решении налогового органа, в соответствии с которым начислены налоги, пени и штрафные санкции за 2003 г.

Из изложенного судебная коллегия делает вывод о неправильном применении арбитражным судом норм материального права и наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.

Поскольку судом по существу не были рассмотрены заявленные требования Предприятия и налогового органа, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26 декабря 2006 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-13346/2006-СА2-41 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Дело направить в арбитражный суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.