Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.05.2007 по делу N А65-24003/06 При выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам, что предусмотрено также абзацем 4 пункта 5 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 мая 2007 года Дело N А65-24003/06“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Татэлектромонтаж“ обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан с заявлением о признании недействительным решения, выраженного в письме от 05.10.2006 за N 11-01/19407, об отказе произвести зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченного дополнительного платежа по налогу на прибыль.

Решением от 07.12.2006 суд заявление удовлетворил. Признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан, выраженное в письме N 10-01 от 05.10.2006, в части отказа
в зачете переплаты 11459049 руб. 81 коп. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль незаконным. Обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью “Татэлектромонтаж“, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Амирхана, д. 21, зарегистрированного за ОГРН 1021603142208.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2007 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить как несоответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего

Как следует из материалов дела, решением ответчика N 17 от 27.11.2001 заявителю предоставлено право на реструктуризацию задолженности: по федеральным налогам и сборам на сумму 13021800 руб. путем поэтапного погашения в течение 6-ти лет, по пеням и штрафам на сумму 23360700 руб. путем поэтапного погашения в течение 4-х лет.

Во исполнение решения N 17 от 27.11.2001 заявитель в 2005 году до наступления установленного графиком реструктуризации срока полностью погасил задолженность по налогам и сборам.

Задолженность по пеням и штрафам в сумме 1145904 руб. заявитель оплатил после погашения задолженности по налогам и сборам платежными поручениями N N 662 - 669 от 10.07.2006, тогда как указанные платежи, по мнению заявителя, подлежали полному списанию.

02.10.2006 заявитель обратился к ответчику с просьбой произвести зачет в счет предстоящих платежей суммы излишне уплаченной задолженности по пеням в сумме 1145904 руб.

05.10.2006 ответчик письмом N 11-01/19407 отказал заявителю в произведении зачета, указав, что переплата отсутствует, сославшись на положения
п. 16 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002), что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам; в порядке п. 18б Правил денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.

Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что налоговым органом не учтены положения п. 17 указанных Правил, согласно которому при выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам, что предусмотрено также абз. 4 п. 5 Порядка реструктуризации задолженности.

Доводы ответчика, что уплаченные 10.07.2006 денежные средства по платежным поручениям N N 662 - 669 являются досрочным погашением задолженности по дополнительным платежам, что подтверждается назначением платежей, указанным заявителем в платежных поручениях, не приняты судом, поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2005 по делу N А65-29163/04-СА2-9, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2005, признано незаконным решение ответчика об исключении дополнительных платежей в сумме 1156199 руб. из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включении в состав задолженности по налоговым платежам с 01.03.2003. Данные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.

Из пункта 1 Порядка проведения реструктуризации следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.

Режим реструктуризации задолженности
по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной задолженностью, или это задолженность по пеням и штрафам.

Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Судом установлено, что Обществом выполнены условия проведения реструктуризации налогоплательщиком задолженности по налогам и сборам и доказан факт уплаты сумм задолженностей перед различными бюджетами по налогам и сборам в течение 4 лет после принятия решения N 17 от 27.11.2001 о реструктуризации, которым заявителю предоставлено право реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 13021800 руб., по пеням и штрафам - в сумме 23360700 руб., согласно графику погашения задолженности, содержащемуся в указанном решении.

Из состоявшихся судебных актов следует, что задолженность по дополнительным платежам в сумме 1156199 руб. по налогу на прибыль включена в график погашения задолженности по пеням.

Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен.

Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании.

При этом сроки, предусмотренные ст. 48 Кодекса, на дополнительные платежи не распространяются.

Исходя из чего отнесение дополнительных платежей к сумме основной задолженности признано судом неправомерным.

При включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с п.
4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов. Таким образом, включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком. Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 по делу N А65-24003/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 5 по Республике Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.

Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.