Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2007 по делу N А12-6319/06-С16 Дело по иску о понуждении к принятию объектов в муниципальную собственность направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не определен орган местного самоуправления, полномочный своими действиями осуществлять от имени муниципального образования права и обязанности в части распоряжения имуществом жилищно-коммунального назначения, а также не разрешен вопрос о надлежащем ответчике.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 марта 2007 года Дело N А12-6319/06-С16“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, и Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград,

на решение от 29.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6319/06-С16

по иску Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, к Администрации г. Волгограда, г. Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, г. Волгоград, третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г.
Волгоград, Государственное общеобразовательное учреждение “Профессиональное училище N 11“, г. Волгоград, Открытое акционерное общество “Волгоградские коммунальные системы“, г. Волгоград, Шатилова Е.Г., Гейкина Л.А., Ивашевский С.В., Рыбкин В.И., Кузьмин С.Г., Заводская И.Г., о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области обратился в арбитражный суд с иском к Администрации г. Волгограда, Департаменту муниципального имущества г. Волгограда об обязании ответчиков принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда - квартиры N N 3, 8, 18, 20 в доме N 32 по ул. Буханцева в г. Волгограде и объекты коммунальной инфраструктуры - наружный водопровод диаметром 100 мм протяженностью 29 п. м и наружную канализацию диаметром 150 мм протяженностью 97 п. м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ГОУ “Профессиональное училище N 11“, ОАО “Волгоградские коммунальные системы“, Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда, гр-не Шатилова Е.Г., Гейкина Л.А., Завадская И.Г., Ивашевский С.В., Рыбкин В.И., Кузьмин С.Г.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2006 по делу N А12-6319/06-С16 прекращено производство в части требований о понуждении к принятию в муниципальную собственность 19/53 доли в кв. N 8 и 35/52 доли в кв. N 18 дома N 32 по ул. Буханцева в связи с отказом истца от данных требований. В остальной части иск удовлетворен, на Администрацию г. Волгограда и Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда возложена обязанность принять в муниципальную собственность квартиры N N 3, 20, 34/53 доли в квартире N 8, 17/52 доли в квартире N 18 дома N 32 по ул. Буханцева
в г. Волгограде, а также наружного водопровода диаметром 100 мм протяженностью 29 п. м и наружной канализации диаметром 150 мм протяженностью 97 п. м.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 15 - 21 августа 2006 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационных жалобах ответчики просят отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Считает, что суд неправильно применил п. 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп; п. 8 Постановления главы Администрации Волгоградской области от 27.07.2000 N 551, так как Муниципальное образование не получило средств для финансирования капитального ремонта переданных объектов недвижимости; суд неправильно применил Постановление Правительства РФ от 07.03.95 N 235 и не применил подлежащий применению ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Рассмотрение дела в суде кассационной инстанции откладывалось 12.12.2006 и 31.01.2006.

В судебное заседание 20 марта 2007 г. лица, участвующие в деле, представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Проверив законность обжалованных решения и Постановления, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.

Предметом спора является возложение на ответчиков (Администрацию г. Волгограда и Департамент муниципального имущества г. Волгограда) обязанности по приему в муниципальную собственностью объектов жилого фонда и объектов муниципального назначения, указанных в иске. В основание иска положены обстоятельства, связанные с принятием Администрацией Волгоградской области и истцом 30.01.2004 и 20.02.2004
ненормативных актов о передаче спорного имущества в муниципальную собственность на основании утвержденного 28.11.2002 Волгоградским городским Советом народных депутатов Перечня объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся на балансе ГОУ “Профессиональное училище N 11“.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязанности ответчиков принять спорные объекты в муниципальную собственность в силу п. 9 распоряжения Президента РФ N 114-рп от 18.03.92, установив при этом, что спорные объекты являются государственной собственностью Волгоградской области.

Суд апелляционной инстанции установил, что спорные объекты находились в областной собственности и были закреплены за ГОУ “Профессиональное училище N 11“ на праве оперативного управления. 28.11.2002 Волгоградский Совет народных депутатов принял решение о включении спорных объектов (указанных в иске) в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, областная Администрация данный перечень не оспорила и 30.01.2004 приняла Постановление о передаче спорных объектов в муниципальную собственностью. Однако ответчики уклоняются от исполнении обязанность по принятию объектов в муниципальную собственность.

Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии обязанности уполномоченных органов Муниципального образования совершить действия по принятию в муниципальную собственность объектов жилого и коммунального назначения, включенных в Перечень, утвержденный представительным органом местного самоуправления, при отсутствии возражений собственника объектов - субъекта РФ. Данный вывод не противоречит п. 9 распоряжения Президента РФ N 114-рп от 18.03.92, действовавшему на момент принятия решения представительным органом местного самоуправления, и приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91. В данном случае обязанность уполномоченного органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность указанные в утвержденном представительным органом Муниципального образования объекты возникает из ненормативного акта местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ).

Однако, возлагая на Администрацию
г. Волгограда и Департамент муниципального имущества обязанность по принятию в муниципальную собственность имущества, суды первой и апелляционной инстанций не учли требований п. 2 ст. 125 ГК РФ, согласно которой от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности уполномоченные органы Муниципального образования. В соответствии с утвержденным Постановлением главы Администрации Волгограда Постановлением от 7 апреля 1998 г. N 449 право управления и распоряжения муниципальным имуществом от имени г. Волгограда делегировано Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда. Данное лицо привлечено к участию в деле только в качестве третьего лица. Суд не определил уполномоченный орган Муниципального образования, обязанный совершать действия по приему объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность.

Суд принял решение об обязании ответчиков принять в муниципальную собственность, в том числе, и 34/53 доли в квартире N 8 и 17/51 доли в квартире N 18. Однако в решении суда первой инстанции отсутствуют указания на изменение истцом предмета иска с возложения обязанности по приему в собственность квартир на обязанность по приему в собственность долей в общей долевой собственности на квартиры. При этом и какого-либо решения представительным муниципальным органом о приеме в муниципальную собственность именно долей в общей собственности на квартиры не принималось. Собственность на имущество и собственность на долю в имуществе имеют различный правовой титул и содержание, в деле не имеется правовых оснований для возникновения обязательства уполномоченного органа Муниципального образования принять в муниципальную собственность именно доли в общей собственности на квартиры.

Обязав ответчиков принять в муниципальную собственность сети водопровода и канализации, суд не установил, являются ли данные сети общим имуществом жилого
дома либо магистральной сетью, с учетом того что инженерные сети, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников жилых помещений (ст. 290 ГК РФ). Из материалов дела следует, что в доме N 32 по ул. Буханцева имеются квартиры, принадлежащие гражданам на праве собственности.

Доводы ответчиков о необходимости предоставления финансового обеспечения для производства капитального ремонта передаваемого имущества не могут быть приняты во внимание. Имущество передается в муниципальную собственность бесплатно по безвозмездной сделке. Наличие недостатков передаваемого имущества, которые требуют устранения, связанных с неисполнением предыдущим собственником обязанностей по содержанию имущества, либо неисполнение предыдущим собственником квартир обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт квартиры управляющей организации являются основанием для взыскания с предыдущего с собственника убытков, связанных с неисполнением им обязанностей по содержанию имущества, возложенных на него ст. 210 ГК РФ, но не прекращают обязанности по принятию имущества в муниципальную собственность.

Судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, и не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены принятых по делу судебных актов и направления дела на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не наделен правом установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом и решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу в связи с отказом истца от части требований также подлежит отмене. Суд принял отказ от измененных истцом требований, между тем суд не указал в решении об изменении истцом предмета иска.

При новом рассмотрении суду необходимо определить с учетом ст. 125 ГК РФ
орган муниципального образования, полномочный своими действиями осуществлять от имени Муниципального образования права и обязанности в части распоряжения имуществом жилищно-коммунального назначения, и разрешить вопрос о надлежащем ответчике по делу. Суду также необходимо установить, являются ли водопроводно-канализационные сети общим имуществом многоквартирного дома или нет, установить наличие процессуальных для рассмотрения иска в части обязания принять в собственность доли в имуществе и материально-правовых оснований для возникновения обязанности ответчика принять в муниципальную собственность доли в общей собственности на квартиры.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 21 августа 2006 г. по делу N А12-6319/06-С16-5/46 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.