Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2007 по делу N А56-3974/2007 Суд возвратил заявление ФНС РФ о признании ООО несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, поскольку налоговая служба не представила доказательств невозможности применения в отношении общества, обладающего признаками недействующего юридического лица, процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2007 года Дело N А56-3974/2007“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., рассмотрев 25.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2007 (судья Дашковская С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-3974/2007,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью “Кондитер“ (далее - Общество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре
банкротства как отсутствующего должника и открытии конкурсного производства.

Определением от 09.02.2007 суд первой инстанции возвратил заявление ФНС на основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) в связи с тем, что заявитель не представил доказательств невозможности применения в отношении Общества, обладающего признаками недействующего юридического лица, процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа, предусмотренной статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации).

Постановлением апелляционного суда от 19.04.2007 определение от 09.02.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФНС просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению подателя жалобы, в данном случае не требуется представления дополнительных доказательств невозможности применения в отношении Предприятия процедуры исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, предусмотренной статьей 21.1 Закона о регистрации, поскольку у Предприятия имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ФНС 02.02.2007 приняла решение N 45 об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом. Основанием для обращения в арбитражный суд явилось наличие у Общества 134833 руб. задолженности по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, из них 87276 руб. основного долга.

В заявлении ФНС указала, что Общество является отсутствующим должником. По мнению
заявителя, данное обстоятельство подтверждается тем, что последнюю бухгалтерскую отчетность должник представил в налоговый орган 01.10.2003; в течение года, предшествующего подаче заявления, не проводит операций по банковскому счету; по адресу, указанному в документах о государственной регистрации, Общество отсутствует; имущество у Общества отсутствует.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Согласно статье 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ (далее - Постановление N 67) при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

Материалами дела подтверждено, что установить местонахождение Общества и его руководителя невозможно; должник на момент подачи заявления фактически
прекратил финансово-хозяйственную деятельность; последнюю бухгалтерскую отчетность представил в 2003 году; движение денежных средств по расчетным счетам должника не производится; имущество у Общества отсутствует. Следовательно, Общество является недействующим юридическим лицом.

Указанные обстоятельства наряду с другими обстоятельствами, свидетельствующими о фактическом прекращении юридическим лицом хозяйственной деятельности, могут являться основанием для его исключения из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Постановлением N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциями перед бюджетами разных уровней. При этом уполномоченными органами в делах о банкротстве должно быть принято решение о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.

Кроме того, в нарушение положений статьи 39, пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве, в системном толковании с положениями статьи 21.1 Закона о регистрации, ФНС одновременно с заявлением о признании
банкротом отсутствующего должника не представила доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает ФНС.

При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 по делу N А56-3974/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

Председательствующий

СТАРЧЕНКОВА В.В.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

КРАВЧЕНКО Т.В.